Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня четверг, 16 мая 2024 года
Новости / Новости ДОД, Образование за рубежом / Результаты работы с дидактическими пособиями, разработанными в рамках проекта «Школа раннего развития испано-русских билингвов»
Дата публикации: 27.05.2016 | Просмотров: 1637

Результаты работы с дидактическими пособиями, разработанными в рамках проекта «Школа раннего развития испано-русских билингвов»

Проект «Школа раннего развития испано-русских билингвов» реализуется с 2015 года под руководством Центра русского языка и культуры им. Достоевского (Салоу, Таррагона) и при поддержке Посольства России в Испании, Представительства Россотрудничества в Испании, Фонда «Русский Мир», Федерации центров русского языка в Испании и Международного совета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации.

В рамках проекта в тесном сотрудничестве педагогов-практиков и специалистов по дву- и многоязычию Елабужского института Казанского федерального университета были созданы не имеющие аналогов в мире интерактивный «Календарь-портфолио билингва» и модульная игротека «Дети Мира». Часть тиража, увидевшая свет при поддержке Фонда «Русский Мир», безвозмездно распространялась на семинарах по внедрению календаря-портфолио и игротеки в Испании, Австрии, Германии в сентябре-октябре 2015 года и была получена школами и центрами дополнительного образования Испании, Германии, Австрии, Словении, Ирландии, Чехии, Англии и т. д.

Дидактические пособия «Календарь-портфолио дошкольника» и игротека «Дети мира» прошли серьёзную апробацию в экспериментальных детских группах, созданных на базе русских школ дополнительного образования в Салоу, Таррагона (русская школа «Азбука», руководитель школы И. Горькова), Барселоне (русская школа «Радуга», руководитель школы Н. Лоскутова), Мадриде (русская школа интегрального развития ребёнка при Русском Доме, руководитель С. Малявина), Севилье (русская школа «Истоки», руководитель школы Т. Смолякова), Валенсии (русская школа «Слово», руководитель школы З. Борщевич), Витории (русская школа «Север», руководитель школы Е. Александрова) и в Гранаде (русская школа при Центре русского языка и культуры, руководитель школы В. Шубина).

По итогам опроса школ, работающих по данным пособиям, выявлены следующие результаты внедрения.

По мнению Татьяны Смоляковой, педагога и руководителя русской школы «Истоки» Ассоциации «Русскоговорящая Севилья», материал в «Календаре-портфолио дошкольника» подобран в соответствии с психологическими возрастными особенностями ребёнка; систематизирован и объяснён понятно как для педагогов, так и для родителей; красочно, хорошо оформлен с учётом видения мира детьми дошкольного возраста. Задания интересны, разнообразны и соответствуют уровню развития детей 5-6 лет.

Очень продуктивными оказались занятия с детьми-билингвами по игротеке «Дети мира». Особенно полюбилась игра «Тяни-толкай». Дети с большим удовольствием заселяют воображаемый зоопарк животными, каждое из которых получает за счёт отработки образования сложных слов в русском языке своё название, а затем для него в процессе развития речи и внимания, наблюдательности, логического мышления… придумывается определённый характер, режим питания и среда обитания.

У детей получаются любопытные варианты окказиональных именований «слонотамов», «котоежей» и «китопсов». Педагоги школы и родители очень благодарны авторам пособий за то, что они смогли объединить учёбу с удовольствием. Дети учатся с радостью, а значит, и результат налицо!

Виктория Шубина, руководитель школы «Кириллица», работающей при Центре русского языка и культуры г. Гранада, отметила ценность «Календаря-портфолио дошкольника» как замечательного примера системного подхода к формированию личности человека мира XXI века: креативного, коммуникабельного, открытого всему новому и способного ориентироваться в глобальном и постоянно меняющемся пространстве. Календарь направлен на всестороннее развитие ребёнка, является эффективным инструментом диагностики, обучения, развития и самообразования.

Одной из основных сложностей работы с календарём является ограниченный словарный запас детей и недостаточное общее развитие дошкольников. В связи с этим не все дети от 4 до 6 лет смогли справиться самостоятельно с заданиями, в которых встречались незнакомые им на русском языке понятия, например, такие как «юг/запад/север/восток», «компас», «треугольник», «четырехугольник». Это дало возможность педагогам сравнить темы, осваиваемые детьми дошкольного возраста на русском и испанском языке в России и Испании, и внести коррективы в программу дополнительного образования для маленьких билингвов.

Дети экспериментальной группы русской школы «Радуга», г. Барселона, с удовольствием занимаются по календарю-портфолио как на уроках в школе, так и дома вместе с родителями и старшими братьями. По мнению педагога школы Натальи Клитна, благодаря многоуровневому дифференцированному подходу, используемому в календаре, можно провести как самодиагностику, самооценку проведённых занятий педагогу, так и понять сильные и слабые стороны ребёнка, то есть выявить те компетенции, над которыми нужно поработать индивидуально с каждым учеником.

Что касается игротеки «Дети мира», то наиболее часто на занятиях используются различные модули карточек игры «Тяни-толкай». Дети вновь и вновь с удовольствием играют в эту игру, придумывая новые названия животным в зависимости от соединённых частей карточек. Также в группе популярна игра «Путеводитель жестов», в которой дети стараются объяснить значение того или иного жеста, что способствует развитию речи, вербализации невербального контента, передающего подтекст и эмоциональное наполнение информации. Важным плюсом игротеки является выработка навыка у детей работать в команде, в т. ч. поликультурной (способность в игровом действии реализовывать своё видение различного и общего между инокультурными ровесниками).

К наиболее часто встречающимся сложностям при работе с календарём-портфолио и игротекой педагог относит наличие небольшого для данного возраста активного словарного запаса детей, а также трудность понимания ими заданий на русском языке (у некоторых детей). Наиболее сложными для детей 4 лет оказались задания, включающие русский этнокультурный компонент.

Борщевич Зинаида, педагог школы русского языка «Слово» города Валенсия, отметила в календаре-портфолио дошкольника интересно продуманные игры на развитие логического мышления и креативности. Важным показалось также то, что календарь-портфолио включает комплекс заданий на развитие крупной и мелкой моторики, творческих, математических, мотивационных, этнокультурных, социальных и естественнонаучных компетенций, что помогает не только учителю, но и родителям организовать системную работу с ребёнком и ориентировать его на самоконтроль. С календарём-портфолио очень удобно работать в связке «родители – педагоги – дети»: дети выполняют домашнее задание самостоятельно, сверившись с вариантами ответа на обратной стороне каждого листа, а родители всегда могут помочь, если появится такая необходимость.

Рубрика «Задания для всей семьи» – это ещё одна увлекательная форма совместных занятий родителей со своими детьми. Но самое главное – это то, что детям нравится работать с красочными листами «Календаря-портфолио», ставящими перед ними всякий раз новые, не повторяющиеся задачки.

Педагог Русского центра всестороннего развития ребёнка «Русский Дом» из Мадрида Анна Петрусь отметила полезность и нужность созданных в рамках проекта дидактических материалов, подчеркнув высокий педагогический профессионализм их авторов. Помимо практических заданий на различные компетенции, каждый ребёнок получил свой личный календарь-портфолио. Таким образом, он не просто выполнял задания, но и отслеживал свой прогресс в каждой компетенции, мог сравнить себя «вчерашнего» с собой «сегодняшним», понимал необходимость того или иного действия.

Сложности при выполнении заданий у детей возникали из-за недостаточного словарного запаса. Особенно это касалось этнокультурных тем, которые ранее не были известны детям. Выводом для педагога стала необходимость более обширного привлечения этнокомпонента в образовательный процесс и углубления работы с ним (возможно, например, при использовании «Маминой школы» русско-испанского автора Татьяны Смоляковой). Так налаживается и внутрииспанский диалог учителей-практиков.

На занятиях в школе с педагогом и дома с родителями дети русской школы «Азбука» при Центре русского языка и культуры им. Достоевского (Таррагона, Салоу), ребята и педагоги с большим удовольствием пользуются красочными дидактическими материалами. Педагог Елена Хаджи считает, что работа с календарём и игротекой позволяет увидеть индивидуальность ребёнка, развить его креативность. Многофункциональность календаря позволяет использовать материалы на разных уровнях владения языком, по различным темам и, что очень важно, работать в игровой форме, давая простор для воображения, для творчества.

Детям очень нравится работать с календарём. Родители отметили, что у детей повысился уровень наблюдательности и мотивация к образовательной деятельности, вырос словарный запас, они научились правильно употреблять грамматические конструкции и поняли принцип русского словообразования путём сложения частей и целых слов.

Дети ощутили «вкус» словотворчества и важность свободного владения языком. Детям нравится как индивидуальная работа с календарём, так и работа в команде с игротекой. По содержанию материалы календаря богатейшие и разноплановые, что позволяет применять их для детей разного возраста и разного уровня владения языком.

Все педагоги экспериментальных групп сошлись во мнении, что работа с календарём-портфолио дошкольника и игротекой очень положительно сказывается на повышении мотивации детей к изучению русского языка. Благодаря работе с данными пособиями в группах заговорили даже те дети, которые к началу учебного года совсем не разговаривали на русском языке (стесняясь более «продвинутых» сверстников).


Кроме того, это пособие помогло наладить крепкий мостик между детьми и родителями, родителями и образовательными центрами. Они чаще стали вместе выполнять задания, играть на русском языке, готовить на кухне и ездить за покупками, при этом обязательно обращая внимание на название продуктов и проговаривая их с ребёнком. Родители признались, что прежде не всегда понимали смысл того или иного задания. Теперь же получили объяснения, мотивирующие их на поддержание русского языка у детей во всём его многообразии и богатстве.

Важно подчеркнуть, что педагоги экспериментальных групп отметили, что календарь-портфолио ориентирован на детей с различным уровнем владения языком, в т. ч. письменной формой речи, и позволяет работать в разноуровневых и разновозрастных аудиториях, являясь не только дидактическим материалом, но и мотиватором как для учеников, так и для учителей и родителей.

Что касается игр, то они также рассчитаны  на различные возрастные группы, всего в игротеке восемь разнотиповых модульных игр. Для начинающих и продолжающих обучение, детей и взрослых есть свои модули.

Однозначно, что данные пособия могут быть использованы для диагностики развития речи, внимания, концентрации, для выявления лидерских качеств, творческих способностей и психологических особенностей детей.

Ирина Горькова,
руководитель проекта
«Школа раннего развития испано-русских билингвов»,
президент Федерации центров русского языка Испании
federacioncentrosrusos@gmail.com
руководитель русской школы «Азбука»
при Ассоциации им. Ф.М. Достоевского,
г. Таррагона, Испания
saloucentroruso@gmail.com

 

Фото из архива автора

 

Материалы по теме:

О проекте по созданию учебно-методических материалов Календарь-портфолио билингва и Игротека «Дети Мира»

Другие публикации автора:

В Барселоне прошёл Международный методический семинар «Инструменты и технологии для работы в билингвальной поликультурной аудитории вне России»

День знаний по-русски в Испании

Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Сейчас на портале

Система Orphus
Top