Образовательный порталМинистерство образования Оренбургской областиОренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко |
|
Вышел из печатиДрузья и партнёры |
Сегодня четверг, 16 января 2025 года
Дата публикации: 14.03.2017 | Просмотров: 3659
Итоги XIX областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга»Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко при поддержке министерства образования Оренбургской области провёл XIX областной конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга». Конкурс проводится с 1998 года и направлен на повышение престижа детского литературного творчества, воспитание детей и подростков в традициях русскоязычной культуры. Актуальность развития творческой активности подрастающего поколения диктует необходимость предоставить детям право сказать своё слово, выразить своё «я». Конкурс «Рукописная книга» в течение многих лет является творческой площадкой, которая доступна любому юному автору Оренбуржья. В 2016-2017 учебном году на конкурс поступило около 3-х тысяч детских творческих работ от учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев из 40 территорий области. Работы оценивались по следующим критериям: соответствие выбранной теме, полнота раскрытия темы; точность, ясность и логика изложения материала; уровень знаний автора, его кругозор; соответствие выбранному жанру; талантливость, индивидуальность, самобытность художественного слова; эмоциональность и выразительность произведения. Детские творческие работы были отсмотрены членами областного жюри и отрецензированы. Жюри отметило более двухсот творческих работ, которым присуждены дипломы I, II, III степени и высшая награда конкурса – диплом лауреата. В XIX областном конкурсе «Рукописная книга» особенно активно выступили учащиеся образовательных организаций из Бузулука, Новотроицка, Оренбурга, Абдулинского и Гайского городского округа, Акбулакского, Александровского, Асекеевского, Бузулукского, Красногвардейского, Матвеевского, Новосергиевского, Новоорского, Октябрьского, Ташлинского, Тюльганского и Шарлыкского районов. Активно выступили на конкурсе учащиеся из учреждений дополнительного образования: ЦРТДЮ г. Бугуруслана, ЦРТДЮ Грачёвского района, ЦРТДЮ «Созвездие» и «ДПиШ» г. Орска, ЦДТ Сорочинского городского округа, ДДТ Тоцкого района, ЦРТДЮ Курманаевского района, ДДТ Оренбургского района. Оргкомитет и члены жюри конкурса отмечают успешное участие в конкурсе учащихся образовательных организаций: гимназии №1 Абдулинского городского округа, Ягодинской СОШ Грачёвского района, СОШ № 25 и СОШ № 52 г. Орска, Матвеевской СОШ Матвеевского района, Октябрьской СОШ и Октябрьской НОШ Октябрьского района, СОШ № 7 Сорочинского городского округа, Рычковской и Русскокандызской СОШ Северного района. Наибольшее количество дипломов победителей получили учащиеся образовательных организаций Ташлинского и Матвеевского районов, Сорочинского и Гайского городских округов. Члены жюри отмечают значимую многолетнюю работу детских литературных объединений города Оренбурга: «Литературное творчество» Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одарённых детей Оренбуржья» (рук. Л.В. Пухальская, О.В. Телембаева), «Моя малая Родина» ООДТДМ им. В.П. Поляничко (рук. Е.А. Чеснакова), «Незабудка» СОШ «ОР-АВНЕР» (рук. Т.Н. Никифорова) «Открытое газетное общество» лицея № 7 (рук. Т.Н. Колбасина), «Муза» гимназии № 5 (рук. Т.П. Гаак). А также деятельность детских литературных объединений области: «Творческая мастерская» Волжской СОШ Курманаевского района (рук. Н.Ю. Чурсина), «Литературное краеведение» Кутушинской СОШ Курманаевского района (рук. Г.А. Ширинских), «Орлан» Ташлинского района (рук. С.П. Абрамов), «Карусель» Акбулакской СОШ № 1 (рук. Е.В. Бойко), «Каруселька» Алмалинской СОШ Тюльганского района (рук. Л.П. Бархатова). Талантливые работы представили учащиеся детских литературных объединений: «Родничок» Старокутлумбетьевской СОШ Матвеевского района (рук. Г.Ф. Салимова), «Память» Володарской СОШ Первомайского района (рук. А.П. Трофимов), «Рост» ЦРТДЮ г. Новотроицка (рук. О.В. Котельникова), «Солнышко» СОШ № 7 г. Медногорска (рук. В.В. Тарасова) Серьезная работа по организации детского литературного творчества ведётся в литобъединениях: «Возрождение» Гайского городского округа (рук. М.А. Абдрашитова, Л.Е. Фаворова), «Школа юного журналиста» ДПиШ Кувандыкского городского округа (рук. Л.А. Хоруженко), «Берегиня» ЦВР Саракташского района (рук. Л.В. Абрамова); «Русский фольклор», «Истоки» и «Содружество» ЦТР Соль-Илецкого городского округа (рук. Т.Ф. Смоляр, Н.Н. Лисняк, О.П. Долгова). Устойчивые результаты работы с учащимися прослеживаются в деятельности педагогов: А.Д. Агишевой (Исянгильдиновская СОШ Александровского района), Л.И. Погодиной (СОШ № 3 г. Бузулука), Л.И. Кузьминой (Кардаиловская СОШ Илекского района), Т.А. Просвиркиной (Кумакская СОШ Новоорского района), В.А. Вдовина (гимназия № 1 г. Новотроицка), Т.И. Воротилиной (Ириклинская СОШ Гайского городского округа), С.Б. Наследовой (СОШ № 2 п. Новоорск). Оргкомитет и члены жюри конкурса выражают благодарность педагогам, воспитывающим хороший вкус, внимание к художественному слову у учащихся. Это Ф.К. Гизатуллина из Новоякуповской ООШ Абдулинского городского округа, О.Н. Новокшонова из Акбулакской СОШ № 2, М.Г. Пономарёва из Каликинской ООШ Александровского района, И.С. Шайжанова из Днепровской СОШ Беляевского района, Т.Л. Рузанова и Г.М. Крестовникова из Бугурусланского района, Е.А. Полянина из Курманаевской СОШ, А.А. Куанчалеева из Кинелькской СОШ Матвеевского района, Ф.Р. Жакиянова из СОШ № 2 п. Энергетик, А.Д. Кунафина из Верхнечебеньковской СОШ Сакмарского района, Г.Н. Гончарова и А.А. Жиентаева из Комаровской СОШ Ясненского городского округа. Лауреатов XIX областного конкурса подготовили педагоги: Л.Т. Антонова (Грачёвская СОШ), Н.Ю. Чурсина (Волжская СОШ Курманаевского района), О.В. Ибрагимова (лицей № 9 г. Оренбурга), Л.В. Пухальская (Губернаторский лицей-интернат г. Оренбурга). Многие победители конкурса «Рукописная книга» 2016 и 2017 гг. станут авторами нового сборника литературно-художественного творчества детей Оренбуржья «Каждый час красив на Руси» и электронного сборника «Дети. Экология. Творчество». Заслуженно отмечая положительные результаты развития детского литературного творчества в области, члены жюри отмечают негативные явления в гуманитарном образовании учащихся, вскрытые конкурсом. Лучшие учителя России давно бьют тревогу. Сложившаяся ситуация: «дети – в телефонах, педагоги – в бумагах, а воспитанием занимается интернет» – даёт свои печальные плоды. Это резкое снижение интереса подрастающего поколения к чтению и литературному творчеству, снижение количества и качества представляемых на конкурс творческих работ. В номинации «Детское литературное творчество. Свободная тема» принимались работы на произвольную тему. Очерки, посвящённые Великой Отечественной войне в этой номинации, отличаются благородным порывом чувств юных краеведов. Но в подобных работах должна присутствовать новизна выражения и самостоятельность мысли. Сказать только, что «Победа великой ценой досталась», – этого мало. Члены жюри отметили, как самые достойные, следующие работы: «Письма памяти» от ефрейтора Р.Е. Тодосьевой и политрука А.С. Щеголева (Акслу Кусаимова, Володарская СОШ, Первомайский район), «Уроки жизни» (Дарья Наливайко, СОШ № 3, г. Сорочинск), «Вечный огонь» (Лилия Гилязова, Старокутлумбетьевская СОШ, Матвеевский район), «Исповедь» (Дарья Попова, Комаровская СОШ, Ясненский городской округ). Главным недостатком работ, посвящённых малой родине, является торопливость, разбросанность, желание сказать сразу обо всём. Тем не менее, хороший материал по краеведению прислали учащиеся: Ксения Горшенева (л/о «Моя малая Родина», ООДТДМ им. В.П. Поляничко), Елена Артемьева (л/о «Память», Володарская СОШ Первомайского района), Денис Ахметгареев (ДДТ Оренбургского района). Интересную полноценную работу о своём многонациональном классе представила Алена Сидорова из т/о «Возрождение» ЦДТ «Радуга» Гайского городского округа. Замечательные работы по теме «Моя родословная» на конкурс представили учащиеся: Вероника Молоствова и Анастасия Клименко из Тоцкого ДДТ, Василиса Захарова из Соль-Илецкого ЦТР, Мерген Журкабаев из Первомайской СОШ Оренбургского района. Удачен также редкий по теме очерк о воцерковлённой семье Анны Тимофеевой из Русскобоклинской СОШ Бугурусланского района. В этой же номинации были представлены работы об учителях. К сожалению, попытки создать образ учителя, с перечислением всех хороших качеств его характера, в основном, не удались, так как за комплементарным набором стандартных фраз не угадывался портрет конкретного учителя. Исключение – работы Павла Давыдова и Дианы Халитовой из Емельяновской СОШ Матвеевского района и сборник «С Днём учителя!» учащихся ЧОУ «СОШ ОР-АВНЕР» г. Оренбурга. Хорошие размышления по темам: «О чём задумываешься в 16 лет», «За что я благодарен этой жизни», «Зачем человеку дается время» и др. – представили учащиеся л/о «Карусель» Акбулакской СОШ № 1 (рук. Е.В. Бойко), л/о «Рост» гимназии № 1 г. Новотроицка (рук. О.В. Котельникова), л/о «Горицвет» педагогического колледжа им. Н.К. Калугина (рук. Б.Б. Салгарина). Члены жюри акцентируют внимание педагогов и учащихся на том, что первые рассказы надо писать только об увиденном и пережитом. Работа со словом заключается не в том, чтобы выразиться сложнее. Задача слова – изобразить мир точно, а не украсить или усложнить его. А задача писателя – найти, понять и почувствовать то, что достойно изображения и важно для каждого человека. В номинации «Сказки счастливого сердца» принимались работы по темам: «Философская притча», «Современная сказка», «Сказки моей бабушки», «Экологическая сказка» и другие. Несмотря на замечательную возможность в полной мере проявить свою авторскую фантазию, данная номинация оказалась самой малочисленной. Представленные на конкурс работы – это, в основном, набор ситуаций из англо-американских мультфильмов, компиляция эпизодов из народных сказок или «фэнтези», то есть путаные вымыслы, перегруженные различными чудовищами. Члены жюри отмечают: «Нельзя загромождать текст сказки любой фантазией, которая приходит в голову: каждое слово, каждая ситуация, деталь должны быть оправданы общим замыслом художественного произведения. В жанре сказки должна присутствовать глубина и поэзия». Хорошие сказки, в которых не ощущается заданности темы и знания концовки, прислали в этом году Екатерина Чеканова из Ключевской СОШ Грачёвского района и Дарья Небогина из СОШ № 3 г. Сорочинска. Наряду со «Сказками» одной из самых сложных номинаций, при всей своей внешней простоте, являлась номинация «Эпистолярный жанр». Сложность состояла в поиске ярко выраженного, «мощного» повода для письма или ответа на него. А также в том, что в этом жанре особенно важен индивидуальный литературный стиль автора. Для того, чтобы работа в этом жанре состоялась, необходимо присутствие свежей мысли и большого искреннего чувства. Из всех присланных работ в этой номинации выделяется живое, тёплое «Письмо Деду Морозу» учащегося Новоякуповской СОШ Абдулинского городского округа Ильяса Якупова, написанное с хорошим чувством юмора. В номинации «Поэтические страницы» самым важным критерием отбора работ являлось стремление автора к «поэтическому открытию» и раскованности стиха. В стихотворениях, представленных на конкурс в этом году, чаще всего, присутствовало сразу несколько тем, что не способствовало их реализации. Мешало также неумение рифмовать и соблюдать стихотворный размер. Лучшая школа литературного ученичества – настоящее вдумчивое чтение, запоминание стихотворений наизусть. Наиболее удачными «поэтическими страницами» конкурса стали работы учащихся: Кирилла Зарубина из лицея № 9 г. Оренбурга, Анастасии Ханафеевой и Виктории Быковой из Соль-Илецкого ЦТР, Линары Раисовой из Днепровской СОШ Беляевского района. В номинации «Дневник путешественника» принимались работы по темам: «Интересная экскурсия», «Незабываемая поездка», «Приключение в походе», «Путевые заметки», «На рыбалке», «В лесу», «За околицей», «Любимый уголок природы» и т.п. в произвольном жанре. В работах данной номинации отмечалось, прежде всего, ощущение открытия чего-то нового. Но чувство удивления и восхищения не достигаются расстановкой большого количества восклицательных знаков. Здесь нужны живость языка, картинность, ёмкие интересные детали. Главные минусы присланных на конкурс работ в этой номинации – это многословность, однообразность повествования, при отсутствии личных, собственных размышлений о России, её величии, исторической славе. С основной задачей номинации – «показать увиденное своими глазами» – справилась Алия Искендерова из Верхнечебеньковской СОШ Сакмарского района. Её красочная зарисовка пейзажей оренбургской весны и осени лирична, пересыпана хорошими стихами русских поэтов. Непринуждённо, с улыбкой, описала свое путешествие Юлия Байбулатова из СОШ № 3 Гайского городского округа. Вдумчиво и трепетно отнёсся к теме Кирилл Хижняк из Сорочинской СОШ № 7, описавший паломническую поездку в Соловецкий монастырь. Подробно и вдохновенно рассказал об Израиле Илья Шерман из «Школы дипломатии» ООДТДМ им. В.П. Поляничко. В номинации «Году кино посвящается» среди многочисленных работ реферативного характера, основанных на интернет-материалах, выделяются очерки Дарьи Циунель из Емельяновской СОШ Матвеевского района и Алексея Вырыпаева из Ириклинской СОШ Гайского городского округа. Объявленный президентом 2017 год как «Год экологии в России» также был освещён в конкурсных работах. Самым удачным опытом в этом направлении стал сборник «Чистые берега», посвящённый литературно-экологической экспедиции «Аленький цветочек» в музей-заповедник С.Т. Аксакова, авторами которого являются учащиеся л/о «Орлан» Кинделинского школьного лесничества Ташлинского района. Лучшие работы победителей XIX областного конкурса «Рукописная книга» будут подготовлены к публикации в областных СМИ и направлены для участия в различных областных, межрегиональных и всероссийских конкурсах: «Оренбургские таланты», «Живые голоса истории», «Гренадеры, вперёд!», «Капитанская дочка», «Искусство слова», «Истоки добра», «Международный конкурс им. Н.Ф. Корсунова» и других. 44 победителя областного конкурса «Рукописная книга» и 15 лауреатов областного конкурса «Моя семья – Вселенная моя» будут приглашены (официальным письмом) на творческую встречу с членами жюри и церемонию награждения в областную библиотеку им. Н.К. Крупской 4 мая 2017 года. Оргкомитет и жюри XIX областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга» благодарят всех участников и обращаются к руководителям муниципальных органов управления образованием, директорам образовательных учреждений с просьбой отметить победителей конкурса и их наставников, а также учитывать результаты конкурса при аттестации педагогов.
Ирина Санникова, Фото из архива отдела
|
Календарь |