Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня четверг, 28 марта 2024 года
Новости / Новости образования, Оренбургская область / Рётаро Кобаяси: «В Токио как будто война: там все учатся, учатся, учатся. На улице не играют»
Дата публикации: 14.10.2010 | Просмотров: 2868

Рётаро Кобаяси: «В Токио как будто война: там все учатся, учатся, учатся. На улице не играют»

Разница систем образования России и такой быстроразвивающейся страны, как Япония, бросилась в глаза на лекции «Система образования Японии», которую в рамках традиционных «Дней Японии в ОГУ» провел Рётаро Кобаяси, преподаватель кафедры теории и практики перевода. Лекция прошла 12 октября 2010 года в здании Оренбургского государственного университета.

Например, в школах Японии учатся 12 лет, половина из которых отведена начальному звену, а в вузах обучение продолжается 4 года! В школу не идут, а поступают, и начинают к этому готовиться еще с детского сада. Учебный год в Поднебесной начинается с апреля, а заканчивается в марте, и состоит из трех семестров. Это немного неудобно японским эмигрантам и иностранцам, которые привыкли к другому графику.  Летние каникулы у учеников там, по российским меркам, очень короткие – всего один месяц – август. Как и у нас, есть еще зимние и весенние каникулы, а вот осенних нет.

Особое место в школах страны Восходящего солнца уделяется питанию. Здесь обед – это не быстрый перекус на большой перемене, а целый часовой обеденный перерыв, своеобразный обряд, которому японцы уделяют достаточно внимания и даже ставят  в расписание. Именно его посоветовал внедрить в систему российского образования Рётаро Кобаяси, чем вызвал бурные овации зала.

Позволю себе немного отступить от лекции Рётаро и развить эту мысль дальше. Такой обеденный перерыв сохранит здоровье детей и подростков, придаст им сил для дальнейшего освоения знаний. Умные, здоровые выпускники - хорошие работники – крепкая страна, сильная экономика. Простая формула?

Вернемся к лекции.  К поступлению  в университет будущие абитуриенты начинают готовиться задолго до окончания школы, ведь здесь очень большой, серьезный конкурс! Поступить в вуз в Японии –  счастье, которое воспринимается довольно эмоционально. Еще бы, столько времени и стараний! Дополнительные занятия у репетиторов могут затягиваться до 22 часов вечера или даже 3-х ночи. Плюс основная школа. И так несколько лет. В жизни Кобаяси был  такой опыт. «В Токио как будто война: там все учатся, учатся, учатся. На улице не играют», - говорит он.

Но есть не только различия. В чем-то наши системы образования перекликаются. Япония реализует принцип непрерывного образования на протяжении всей жизни. Учатся в школе, университете, на работе, на пенсии. К слову, за повышение квалификации можно получить денежную премию: сдав экзамен по иероглифам, пополняешь свой бюджет на $ 300, а повысивший квалификацию бухгалтер получит $ 4 000. У нас – повышают зарплату. Деловому этикету новичков в Японии обучают на предприятиях – в университете у них нет на это времени. Расходы на повышение квалификации работодатель берет на себя.

Словом, Япония будто выполняет завещание Владимира Ильича Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться».  Как не вспомнить систему образования СССР, которая была просто титаном среди школ мира? И знаменитую цитату Джона Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой»? Нет, та старая отечественная система образования не была копией японской, просто тоже давала хорошие результаты. 

Галина Ким, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России, преподаватель Оренбургского государственного университета:
- Откровенно говоря, мне немного жалко нашу старую систему, если она разрушится. К сожалению, сейчас к нам приходит достаточно большое количество плохо подготовленных абитуриентов.

Но в период мирового кризиса и в Японии не без проблем. Совсем недавно занятость выпускников там была почти стопроцентной. Сегодня устроиться на работу  стало сложнее – сократилось число рабочих мест. К тому же, если выпускник не нашел место в первый год после института, то потом ему будет еще труднее – придут другие выпускники. А новых сотрудников фирмы набирают один раз в год из числа новых выпускников. Поэтому студенты начинают искать место работы еще на 2-3 курсе. Если подумать, это тоже своеобразный стимул учиться лучше, чтобы быть конкурентоспособным. Дефицит рабочих мест подстегивает безработных специалистов переучиваться на другие, более востребованные профессии.

Хорошо продуманная и четко поставленная система образования в Японии, надо полагать, вывела страну на новый уровень развития. И поднимет еще выше, если не будет сломана бесконечными реформами, что, конечно же, просто не может произойти в такой развитой стране.

Аудиоальбом (1)


Елена Цветкова

 

Материалы по теме:

Мивако-сан, что вас удивило в нашей школе?

Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Сейчас на портале

Система Orphus
Top