Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня четверг, 18 апреля 2024 года
Новости / Мнение, Образование за рубежом / «Русская речь преодолела границы и звучит по всей Земле»
Дата публикации: 19.03.2012 | Просмотров: 2941

«Русская речь преодолела границы и звучит по всей Земле»

Вот уже четвёртый год юные художники со всего мира собираются в гостях у конкурса рисунка «Дети рисуют свой русский мир» и - становятся полноправными хозяевами чудесного мира, мира взаимопонимания и готовности поделиться своим талантом с каждым, ближним и дальним. В 2008 году в нём приняли участие 1007 человек из 11 стран мира. С 1 марта по 7 июня 2009 проходил отборочный (виртуальный) тур конкурса на тему «Волшебный мир русской сказки», в котором приняли участие более 2000 детей и подростков из 35 стран мира (в этом году к нам присоединились Марокко, Греция, Ирландия, Киргизия, Грузия). Больше всего рисунков мы получили из Приднестровья (305), Латвии, Казахстана и Украины (по 100-150 работ). Тогда мы узнали, какие сказки пользуются спросом у подрастающего поколения ХХI века. И по результатам конкурса мы составили своеобразный список чтения для билингвов всех возрастов:

- 5-6-летние участники иллюстрировали сказки о животных и бытовые сказки, «Репку», «Заячью избушку», «Теремок», «Колобок»; сказки «Лиса и Волк» и «Лиса и Журавль», «Курочка Ряба», «Три медведя»; «Муху-Цокотуху» и «Мойдодыр» Корнея Чуковского;

- в 7-10 лет предпочтение отдавалось волшебным сказкам «Гуси-Лебеди», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебная рубашка», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Конёк-Горбунок» Петра Ершова, «Серебряное копытце» Павла Бажова, «Простоквашино» Эдуарда Успенского, «Волшебное кольцо» Бориса Шергина, «Лягушка-путешественница»;

- 11-14-летние художники оказались истинными знатоками литературных сказок «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Приключения Незнайки» Николая Носова, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Приключения желтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой, «Цветик-Семицветик», «Сказка о Иване-Царевиче и Сером Волке» Василия Жуковского; но вспомнили и народные: «Пойди туда, не знаю куда...», «Зеркальная гора», «Крошечка-Хаврошечка»;

- 15-19-летние авторы обратились к «Приключениям Алисы Селезневой» Кира Булычева, сказам Павла Бажова, «Снегурочке», гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Сорочьим сказкам» Алексея Толстого, былине «Садко».

А поскольку общение с юными художниками и их педагогами не прекращается и в период между конкурсами, то по следам конкурса мы с коллегами из разных стран мира и их учениками приступили к созданию «Сказочной азбуки», которая в этом году должна выйти из печати при поддержке Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Российской Федерации.

В 2011 году наш сайт и его партнеры во всём мире проводили Всемирный конкурс рисунка «Дети рисуют свой русский мир» с подтемой «Покорение космоса». И впервые в конкурсе приняли участие также ребята из многонациональной России - от Калининграда до Дальнего Востока и Заполярья, что дало нам возможность познакомиться с творческими педагогами и их талантливыми учениками, с видением истории России изнутри страны и извне, в странах дальнего и ближнего Зарубежья. И понять - что у каждого есть свой космос, начинающийся со сказок о ковре-самолете, с первой подзорной трубы или бинокля, с первого взгляда в небо, с полетов во сне.

Если пытаться отразить результаты этого конкурса в числах, то нами было получено более 10 000 работ из 32 стран мира, 1 206 рисунков из 21 страны прошли в финал. Критериями оценки был необычный подход к заданной теме, качество исполнения и оригинальность работы, отражение в ней своего знания об исследованиях космического пространства. Но в этих сухих фразах не проявить бесконечной череды ярких запоминающихся картин – иногда с совершенно недетской трактовкой вопроса о взаимоотношениях человека и вселенной, о начале и конце полета в неизведанное.

Неожиданно для организаторов конкурса кроме рисунка и живописи во всём разнообразии техники: от графики до исполнения работы углем, маслом, пастельными мелками и пр., – выделились еще несколько категорий: коллаж, плакат, компьютерная графика, апликация (камни, шерсть, бумага), батик.

Ни один конкурс не состоялся бы без кропотливой работы Учителей. И особо нам хочется отметить педагогов, превративших состязание талантов в захватывающие проекты, феерию познания и творчества. Все они поняли и реализовали в своей работе основной закон творения: через познание основ. Низкий поклон – Роману Аргутинскому-Долгорукову, не только второй год подряд дарящему нам победителей конкурса, но и написавшему блестящие лекции по обучению живописи детей в эмиграции для нашего сайта bilingual-online.net. Позволим себе процитировать: «Искусство – всегда диалог... Стержнем моего метода преподавания является – Свобода, Терпение и безграничная Любовь. Это – главное условие. Мы говорим с ребятами о грустном и радостном и вместе сопереживаем прошлое.... Я преподаю Мировую Историю и Мировую Культуру, поскольку русская, немецкая, китайская... – часть единого целого». И подобные уроки вне границ приносят блестящие плоды.

Если в мире у нас уже есть постоянные партнеры и верные друзья, то наше сотрудничество с коллегами из России только начинается – конкурс заложил первый кирпичик в основание совместных проектов, способствующих непосредственному общению русскоязычной диаспоры и представителей многочисленных наций и народностей, населяющих Россию сегодня. Как написала коллега из Улан-Уде: «Наша историческая Родина сильна простыми людьми, их чаяниями и их верой. Она бесконечно богата талантами и щедра разумом. Делиться ими – вот её предназначение!»

«Покорение космоса» не состоялось бы без поддержки Международной Ассоциации участников космической деятельности (МАКД) и РОСКОСМОСа и лично О.Н. Панасюка, Ассоциации музеев космонавтики и лично Героя Советского Союза, летчика-космонавта Владимира Джанибекова, фонда «Созвездие», Мемориального музея космонавтики и неутомимой Ольги Морозовой, его методиста. Низкий им поклон за верность и за открытость новым идеям, способным сохранить образ величественной и многогранной России для наших потомков.

И вот – в самом разгаре новый конкурс «Дети рисуют свой русский мир: Мир русского слова». Почему мы с коллегами в 42 странах-участницах, членами Оргкомитета, координаторами в странах и членами жюри, – выбрали для 2012 года именно эту тему? В 2011-12 году мы все отмечаем сразу несколько важных для русской культуры и русского языка (как одного из мировых языков) событий:

  • 1710-11 год – реформа русского алфавита Петра Первого;
  • 1711, 19 ноября – родился Михаил Васильевич Ломоносов;
  • 1712, 19 мая – Пётр I перенёс столицу России из Москвы в Санкт-Петербург;
  • 1811, 19 октября – открыт Царскосельский лицей;
  • 1812, 8 мая – конец русско-турецкой войны и победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.


И чтобы вспомнить все эти события, поклониться великим людям – известным и чьи имена не сохранились для истории – мы объявили конкурс рисунка «Мир русского слова». Ибо всех нас объединяют – культура, история и язык.

Одной из основных задач конкурса мы считаем: объяснить подрастающему поколению, что русский язык, как любой другой, не знает границ. Преграды ему кладём мы сами нашим непониманием истории и культуры России, отражённых в языке; нежеланием соблюдать традиции своего народа, не нарушая уставов иных граждан нашего поликультурного общества; искажением языковых норм. Если наш сосед хочет постичь азы русского языка, то причина – в нас. Если он не переносит звучание русской речи, то виной тому тоже мы.

Цель этого конкурса – продемонстрировать детям силу и красоту русского слова и то, что не язык разъединяет людей, а человеческие поступки ведут к разобщению или слиянию наций. Слово же стоит у истока доброго дела и завершает труд. Русская речь уже давно преодолела географические границы и звучит по всей Земле и из просторов космоса.

Девиз конкурса: «Давайте сохраним русский язык во всем его богатстве и разнообразии – как язык МИРА и МiРА!»

И в этом году конкурс проходит под патронатом людей, своей повседневной работой завоёвывающих уважением к русскому слову: академика Людмилы Вербицкой и писателя Анатолия Алексина.

– Участники из каких стран принимают участие в этом конкурсе, как осуществляется подбор конкурсантов?

– В этом году, как и в прошлом, в конкурсе принимают участие все желающие, без территориальных ограничений. Главное условие – интерес к русскому языку и владение русским словом. Возраст участников – вопрос непростой: разве можно отказать в праве прислать свой рисунок ребёнку-аутисту из Ташкента только потому, что ему всего шесть лет? Да, в Положении конкурса заложены возрастные ограничения, но ничто человеческое не чуждо и нашему оргкомитету, а тем более отборочной комиссии, большинство членов которой сами – родители.

Подбор конкурсантов... Никакого подбора в прямом смысле этого слова нет: мы с координаторами конкурса в 42 странах занимаемся в течение более чем полугода (с июля 2011 года) распространением информации о конкурсе. В этом году, благодаря помощи израильских коллег и украинской типографии, у нас есть даже своя газета-плакат «Мир русского слова». Чем больше людей примет участие в нашем общем проекте – тем больше шансов у русского языка не просто на выживание в мире, а на расцвет. Ведь дети запоминают и несут с собой по жизни, в первую очередь, положительные эмоции: участие для них также важно, как победа. В нашем конкурсе проигравшими оказываются лишь те, кто не участвует: все участники получают сертификаты (участника, финалиста, лауреата или победителя); оригиналы рисунков мы отправляем координаторам в странах-партнерах для выставок (в прошлом году их было 17 в 12 странах мира, в этом мы надеемся на открытие 6 июня в День русского языка уже как минимум 22 выставок в 20 странах), а после выставок координаторы, по своему усмотрению, передают работы в социальные и общественные организации для украшения помещений (детские дома и дома престарелых, хосписы, например, в Дюссельдорфе и др.). Мы уверены, что искусство, созданное руками детей, способно делать взрослых людей если не счастливыми, то немного более открытыми миру, поверить в преемственность добра.

– Конкурс называется «Дети рисуют свой русский мир», а что значит для Вас понятие «Русский мир»?

– Русский мир – это все люди, говорящие на русском языке и использующие свои знания русской культуры во имя её процветания. Это люди, живущие «круговой порукой добра», той самой исконной российской общинностью, – в России и вне нее. Наверное, немного идеалистичное представление. Безусловно, есть и иной русский мир в диаспоре, конкурирующий, озлобленный от собственной нереализованности, замкнувшийся в своем гетто. Есть люди, стремящиеся к мнимой власти и готовые подавлять ради неё идеалы свои и своих близких. Но это временно. Как временны войны, революции, политика... Вечны искусство, вера, добро.

Русский народ переживает уже пятую волну исхода из России: начиная с 19-го столетия. И мы идем, постоянно забывая об этом, по проторенным нашими предками (белоэмигрантами, диссидентами, учеными и литераторами, военными и педагогами) тропинкам. Выбирая для себя в конце пути – Россию. Такую, какую мы хотим видеть. Такую, какую мы создаем своими руками.

– Несколько слов о себе…

– Если позволите, я скажу несколько слов не о себе, а о тех, кто рядом и без кого невозможны были все наши проекты: о своих коллегах. В нашей общедоступной международной информационной сети по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации (с прошлого года есть также Методсовет по естественному билингвизму и межкультурной коммуникации, основанный по решению Второго Конгресса русскоязычных ученых в Казани) – более 5000 участников, из них 532 активных. Это методисты, авторы статей и разработок учебных материалов для билингвов, размещённых на сайте; иллюстраторы пособий для билингвов; учителя русскоязычных и регулярных школ вне России; доценты семинаров славистики, культуроведения, психологии и социологии из 41 страны мира.

Все предоставляемые ими и создаваемые нами совместно материалы – разработаны в свободное время, бесплатно и реально востребованы родителями и коллегами. Вот тот Русский мир, о котором Вы спрашивали. Сказать, что один из нас делает больше или меньше – неверно. Каждый бросает в общую копилку знаний свою золотую монетку. И если говорить о структуре нашего сотрудничества, то с уверенностью могу назвать её «сеточкой добра».

Самое большое заблуждение – намерение руководить русскоязычной диаспорой в мире. Это миф. Работать так, чтобы люди захотели сотрудничать с тобой; быть на одном уровне со всеми – да. И здесь я хотела бы воспользоваться данной мне возможностью и низко, до земли, поклониться всем, кто поддерживал и поддерживает не только конкурс «Дети рисуют свой русский мир», а всю работу сайта и инфосети. Дай Бог, чтобы наш Русский мир рос и стоял вечно.

 

Екатерина Кудрявцева-Хенчель,
 методист сайта www.russisch-fuer-kinder.de,
руководитель проекта www.bilingual-online.net,
автор и международный координатор
Всемирного конкурса рисунка «Дети рисуют свой русский мир»

Фото из архива автора
работы участников конкурса «Дети рисуют свой русский мир» «Покорение космоса»


Материалы по теме: 
Работы победителей и финалистов третьего всемирного конкурса рисунков «Дети рисуют свой русский мир» «Покорение космоса»  
Всемирный конкурс рисунка «Дети рисуют свой русский мир» «МИР РУССКОГО СЛОВА»  
Исследование «Ситуация с естественными билингвами в России»  
Сборник научно-методических материалов по проблемам обучения билингвов  
Всемирный конкурс рисунка «Мир русского слова» в самом разгаре

Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Сейчас на портале

Система Orphus
Top