Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня вторник, 23 апреля 2024 года
Новости / Итоги мероприятий, Образование за рубежом / Шестой Международный семинар по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации
Дата публикации: 14.08.2012 | Просмотров: 2222

Шестой Международный семинар по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации

23-28 июля 2012 года в Австрии в городе Раттен прошёл очередной ежегодный семинар по проблемам билингвального образования. Семинар «Билингвальное (полилингвальное) образование и межкультурная коммуникация в 21 веке» был организован обществом «ИКаРуС – Межкультурная коммуникация и русский язык» (ФРГ) при участии фирмы Виктора Андерса и Татьяны Малер «Weltsprachen» (Австрия).

На конференцию приехали специалисты из 14 стран: Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Китайской Народной Республики, Федеративной Республики Германии, Латвии, Казахстана, Испании, Армении, Грузии, Узбекистана, Татарстана, Кыргызстана, Италии, Норвегии, Китая и других.

Семинар был посвящён повышению квалификации педагогов ДОУ и начальной школы, работающих с естественными билингвами, и путям внедрения инновационных учебно-методических комплексов, разработанных для билингвов, в странах СНГ и за рубежом. Билингвизм сегодня – явление повсеместное, причём, не только в Европе и мире, но и в России и странах СНГ. Ситуация, когда родители говорят между собой на одном языке, а в школе и во дворе ребёнок говорит на другом, встречается часто. Поэтому все специалисты, принимавшие участие в семинаре, имели как позитивный опыт работы с билингвами, так и осознанные проблемы преподавания и изучения.

Всех нас объединяла тема семинара и те цели, с которыми мы приехали: каждому были интересны инновации в области обучения билингвов русскому языку и опыт зарубежных коллег по работе с многоязычными детьми. Наиболее интересными докладами были:

  • Геращенко И., Белоруссия: «Опыт работы на двух языках с детьми от 6 месяцев до 11 лет» (как бизнес-проект);
  • Ершова Е., КНР: «Пропедевтикум с фонетико-логопедической доминантой для естественных билингвов с немецко-русским двуязычием» и «Творческая мастерская: анимация от создания персонажа до создания мультфильма»;
  • Смолякова Т., Испания, к.п.н.: «Презентация учебника «Мамина школа» и мастер-класс по проведению занятий в детском фольклорно-этнографическом ансамбле»;
  • Топай Н., ФРГ: «Разработка материалов по поддержке русского языка в условиях двуязычия. Тест по русскому языку для мультилингвальных детей»;
  • Соболева О., РФ, автор учебников, методист: «Стереоскопический эффект» в обучении дошкольников и младших школьников технологии обучения грамоте и активизации речевого ресурса;
  • Кудрявцева Е., ФРГ, к.п.н.: «Тандем-обучение как путь сохранения естественного билингвизма и овладения иностранными языками»;
  • Бадагулова Г., Казахстан, доцент: «Обучение второму языку в условиях билингвизма. Этнолингвистический аспект (на примере проекта «Улытау»)»;
  • Салимова Д., Татарстан, д.ф.н.: «Еще раз о поволжском языковом союзе: к вопросу о татарско-русских языковых пересечениях»;
  • Рудяков А., Украина, д.ф.н., проф., засл. работник обр. Украины, действ. член АПиСН (г. Москва): «Георусистика и проблема билингвизма»;
  • Метревели М., Грузия, проф., д.п.н.: «Результаты научно-исследовательской работы, проведённой в русско-грузинских, русско-итальянских и грузинско-итальянских семьях»;
  • Матевосян Л., Армения, проф., д.н.: «Стереотипный пласт языкового сознания: социо- и психолингвистическое обоснование»;
  • Кудрова Т., Россия, к.н.: «Влияние игровой деятельности на формирование фонематических процессов у старших двуязычных дошкольников»;
  • Пашкова Е., Россия: «Принципы работы сетевого сообщества учителей на примере www.pedsovet.su» и другие.

 

Практически все доклады вызывали оживленную дискуссию – в первую очередь, между педагогами-практиками и представителями профессорского коллектива ведущих вузов России, Казахстана и других стран.

В конце семинара участники выразили свое отношение к услышанному; были подчеркнуты содержательность и научность в сочетании с практичностью; перспективность внедрения технологий, методик, учебно-методических комплексов, представленных авторами-разработчиками; инновационность и несомненная оригинальность авторских подходов. Участники отметили, что организация семинара была на очень высоком уровне, благодаря чему каждый увёз с собой как научно-методический багаж (все зарубежные участники получили в подарок наборы книг издательств «Просвещение», «Дрофа» и «АСТ»), так и массу положительных эмоций и новых контактов. Кроме того, было высказано единодушное мнение, что подобные семинары играют важную роль в повышении качества образовательного процесса и обеспечивают рост профессионального мастерства педагогов; дают возможность прямого диалога между авторами учебных пособий и их адресатами.

В начале семинара участников приветствовал бургомистр города. Он пожелал всем творческих успехов, новых открытий и плодотворного сотрудничества, а также подчеркнул важность подобных встреч для открытия окна в мир для жителей Австрии. Пожелания бургомистра исполнились: всеми участниками было отмечено, что семинар помог расширить профессиональные горизонты, открыл новые перспективы развития и главное – за время работы на семинаре мы стали одной командой! Теперь, когда мы так хорошо узнали друг друга и познакомились с областью профессиональных интересов каждого, у нас появилось огромное желание встретиться снова, а в промежутке между семинарами продолжить общение и разработку совместных научно-исследовательских проектов.

Параллельно с данным семинаром проводился европейский семинар на английском языке под руководством Томаса Хенчеля, на котором на примере различных учебно-методических комплексов обсуждалась методика преподавания английского и французского языков как иностранных. Все участники увидели для себя множество перспектив для профессионального роста и повышения качества обучения. Обсуждались такие вопросы, как: теория коммуникаций, изучение и преподавание иностранного языка, обучение культуре страны изучаемого языка, использование фильмов на занятии, языковые тесты, обучение на разных уровнях, обучение через Интернет и другие вопросы. По окончании участникам были выданы сертификаты.

В заключение хотелось бы выразить благодарность Екатерине Кудрявцевой как руководителю и идейному вдохновителю вот уже Шестого Международного семинара по вопросам билингвизма и межкультурной коммуникации (Седьмой семинар пройдёт в Германии, в Грайфсвальде в августе 2013 года). Спасибо Вам за работу – мы понимаем, какой труд, желание и опыт стоят за этим успехом! До новых встреч!

Фотоальбом (17)

Елена Сиденко,
старший преподаватель в ФГОУ ДПО АПКиППРО,
кафедра теории и практики управленческой деятельности в образовании,
г. Москва
Фото: Екатерина Иваш

Материалы по теме:

О проведении в австрийском городе Раттен семинара по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации

Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Сейчас на портале

Система Orphus
Top