Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня среда, 15 января 2025 года
Новости / Блог МОИП / Богородская игрушка
Дата публикации: 20.12.2013 | Просмотров: 7057

Богородская игрушка

Уважаемые читатели!

Московское общество испытателей природы – старейшее научное общество России. Оно было учреждено в 1805 году и всё это время не прерывало своей деятельности. «Служение России» – девиз Общества, которому оно следовало всю 200-летнюю историю.

Цель Общества – изучение природы страны, содействие в развитии науки и образования, популяризация знаний, объединение учёных и любителей природы.

МОИП является хранителем лучших традиций российской науки и одним из гарантов преемственности в развитии научных школ и поколений учёных, школой для научной молодёжи. Посредством такой работы МОИП поддерживает связь с сотнями и тысячами специалистов из вузов и научных учреждений различных регионов РФ.

Сегодня Московское общество испытателей природы открывает блог на образовательном портале «Внешкольник.ru» и мы предлагаем вашему вниманию замечательную статью Тамары Гавриловны Пономарёвой «Богородская игрушка».

Анатолий Садчиков,
вице-президент МОИП,
профессор МГУ имени М.В.Ломоносова
Людмила Семенова,
главный редактор портала «Внешкольник.ru»,
руководитель лаборатории электронных СМИ
ЦИО ООДТДМ им. В.П. Поляничко

Богородская игрушка

Самую русскую народную игрушку – богородскую – многие нынешние россияне не знают и никогда не держали в руках. Заявляю об этом ответственно, так как уже несколько лет провожу занятия в Москве и других городах на тему «Богородская игрушка и дети». Только изредка кто-нибудь из присутствующих на занятиях припоминает, что когда-то были у них дома «клюющие цыплята».

Но какова бы ни была аудитория, при виде бьющих в барабаны, пекущих блины или работающих за компьютером мишек, зайчиков и белок всегда раздаются крики изумления и восторга. И это неудивительно! Всё в этих занятных персонажах близко детскому сердцу, доходчиво и радостно.

И вот я впервые – в селе Богородском. Первым делом – визит в художественный колледж и знакомство с директором В.И. Акимовой. Она рассказала, что местная земская художественная школа была открыта в нелёгкое для страны время – в 1914 году. Позже её переименовали в училище, а теперь это колледж, где хранят и развивают традиции уникального промысла, и где сто его студентов в течение 4-х лет постигают основы ремесла резчика, учатся рисунку, лепке, живописи, композиции, проектной графике и перспективе.

Многие из выпускников потом устраиваются на местную фабрику игрушки, работают по индивидуальным заказам или уходят в бизнес. Судьбы у всех разные. В первый приезд я познакомилась с заслуженным художником, автором десятков производственных образцов М.И. Смирновым. Многие работы этого замечательного художника и педагога выставлены в местном музее, в том числе и ставший фирменным знаком фабрики огромный деревянный медведь.

На встречу со студентами колледжа я принесла сделанные мной фотографии детей, впервые увидевших богородскую игрушку. Хотелось, чтобы студенты воочию могли убедиться в том, как прекрасно то, чему они сейчас учатся, что не пропадут их усилия, что труд их будет радовать других и должным образом цениться. На фотографиях – дети из разных мест России, Украины, США, Англии, Ирана, Турции. Дети – везде дети, и радость свою они всегда выражают одинаково. Отличить русских детей от американских практически невозможно.

Ещё в 1910 году французский скульптор Огюст Роден, приветствуя в своей мастерской русских художников, показал им игрушку «Кузнецы» и спросил: «А много у вас людей, способных творить такое?» Ответ мог быть только утвердительным, потому как «игрушечным» промыслом, официально насчитывающим не менее трёхсот лет, издавна занимались на Руси многие тысячи мастеров.

Раньше кустари-резчики были большей частью народ степенный, рослый и бородатый. Говорили они сильно на «о», а когда садились за работу, то обязательно надевали холщовые фартуки и повязывали тесёмочку на голову. Так было, по воспоминаниям современников, и в начале XX века. Теперь же резчики – это, в основном, миловидные женщины и современные молодые люди, которые режут более 150 различных сюжетов «движущейся игрушки». Традиционно главный сюжет – «Михаил Потапович» и вся его родня. Вот бабушка – медведица с чулком, грузная и неповоротливая. Мало, видно, двигается, всё сидит да вяжет. Велосипедист крутит педали трёхколёсного велосипеда и страшно доволен. Ещё бы! Семь деталей пришлось вырезать мастеру для его велосипеда. Широколицый медвежонок неторопливо уплетает мёд. Бочонок большой – можно не спешить! Медведь-программист, окосевший от работы. Нельзя долго сидеть за компьютером! Медведи отгоняют пчёл от своих носов, пилят дрова, ловят рыбу удочкой… Юмор, присущий русской народной игрушке, проявляется в передаче движений животных. Сюжет берётся прямо из жизни. А смелая резьба обнаруживает меткую наблюдательность и острую характерность мастеров.

ХIХ век был расцветом промысла. Игрушку отправляли в разные города возами. В 1879 году со станции Сергиев Посад было отправлено в Москву 350 тонн «игрушечного товару». Наверное, в тот год не меньше этого «товару» разнесли по всей России и паломники, посещавшие Троицко-Сергиеву Лавру.

Но игрушечное производство всегда было «голодным» промыслом. Так было в Германии, с ХIV века снабжавшей своей игрушкой всю Европу, так было и в России. «Бравые солдатики, поющие птицы…. выходят из усталых, замёрзших рук кустаря и его жены. Им помогают дети, до двухлетних малышей включительно. Судьба населения целых областей с кустарным промыслом поистине печальна. Многие тысячи людей делают игрушки день и ночь за недостаточный кусок хлеба», – писал коллекционер и исследователь игрушки Л.Г. Оршанский, побывавший с целью изучения её производства во всех центрах Европы и России.

Московская всероссийская художественная выставка 1883 года показала, что художественные промыслы в России пребывали в кризисном состоянии. Качество их продукции было низкое, ассортимент небольшой, машинное производство уничтожало кустарей. Чтобы поддержать кустаря и дать ему возможность сдавать свою продукцию без перекупщика, С.Т. Морозов в 1885 году основал в центре Москвы Кустарный музей (ныне Музей народного творчества в Леонтьевском переулке, увы, закрытый на бессрочный капремонт). В огромном подвале музея размещался склад готовой продукции, откуда она рассылалась по всей России и за границу. Кустарь считал за честь сдавать сюда свой товар. «По тому, что Кустарный музей в короткое время сделал, можно ждать, что он прорубит для русской игрушки окно в Европу», – писал известный коллекционер и автор серий открыток самых характерных игрушек А. Бенуа.

Лучшие люди российского общества были озабочены судьбой кустарной игрушки, собирали её образцы и щедро делились с музеем своими идеями и находками. Но главной помощью мастерам были мастерские и школы, которые на свои средства открыли К. Тенишева в Талашкино, С.Т. Морозов – в Сергиевом Посаде, Н.И. Токарев – в Тотьме, Н.Д. Бартрам – в своём именье в Курской губернии.

Н.Д. Бартрам – личность многогранно одарённая и невероятно целеустремлённая. О нём следует рассказать отдельно, так как он сделал для кустарной игрушки больше, чем кто-либо ещё. Предки его – шотландцы, бежавшие в ХVII веке в Швецию и осевшие в Выборге. Когда в 1721 году Выборг перешёл к России, семья стала русской. Н.Д. Бартрам родился в 1873 году. Отец его обожал работать в свободное время по дереву и активно приобщал к этому занятию своих детей.

В 1898 году Н.Д. Бартрам обследовал работу кустарей Владимирской, Курской, Московской, Нижегородской губерний, а в 1900-1903 годах изучал крестьянскую игрушку в странах Западной Европы. Интерес его был не только теоретическим. Во время поездок он выбрал самое лучшее для обучения молодых мастеров и сам придумал и сделал более 100 игрушек. Став художественным руководителем артели игрушечников в Богородском, он стремился расширить тематику игрушки, «вписать» в неё сюжеты лубка и гравюр. Это с его помощью начали делать знаменитую игрушку под названием «Как мыши кота хоронили».

После революции он хлопотал, чтобы открытому в 1919 году в Москве Музею игрушки были переданы игрушки из конфискованных магазинов и разграбленных усадеб. Сотрудники музея вели большую научно-исследовательскую работу, наблюдая за детьми в игре, вели запись о её развёртывании, о детских разговорах и суждениях. Со старинным другом и соратником богородским резчиком А.Я. Чушкиным, ставшим заведующим экспертной мастерской игрушек, велись бесконечные дискуссии и поиски: какой должна быть игрушка и её роль в жизни ребёнка, чего можно достичь в её развитии. В эти голодные годы московские ребятишки с радостью прибегали в музей. Вскоре понадобилось более просторное помещение для разросшейся коллекции, и музей переехал на Пречистенку в «дом Селезнева» (теперь литературный музей А.С. Пушкина).

Власти призывали к борьбе с «пережитками прошлого», к созданию чего-то «революционного» и «нового». Начались запреты на рождественские ёлки, на сказки, якобы «уводившие ребёнка от реальной действительности». Куклы в нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени». Трагикомического хватало. В Петрограде продавались скакалки для девочек с резными деревянными ручками, изображавшими двух повешенных. На призыв советской власти наладить выпуск игрушек, изображающих «новых членов общества», художники откликнулись, как могли, создав кукол-рабочих, крестьянок, красноармейцев, краснофлотцев. Не лежала душа у авторов игрушек к идеологизированным типажам, да и детям подобные бездушные творения приносили мало радости.

В эти годы Н.Д. Бартрам работал за десятерых и успевал всё. В 1920 году он был назначен деканом факультета научных пособий и художественной игрушки Московского техникума кустарной промышленности, где помимо прочего преподавались история искусств, скульптура, формовка игрушки из папье-маше, роспись, резная игрушка, игрушка из ткани. К преподаванию в техникуме привлекались лучшие специалисты. В Музее игрушки дела тоже шли хорошо, и вскоре он стал вторым по посещаемости музеем Москвы после Третьяковской галереи.

Беда грянула неожиданно. В 1931 году было решено построить на руинах храма Христа-Спасителя Дворец Советов. Здание музея вдруг понадобилось под архитектурные мастерские, а его экспозицию было решено свернуть и перевезти в Загорск. Н.Д. Бартрам не перенёс этого удара. 16 июля 1931 года он скончался. Когда-то он сказал своей дочери: «На знамени лучших людей написано: «Беспощадное отношение к себе ради любимого значительного дела». Более 70 лет спустя можно смело говорить о том, что труд этого замечательного подвижника не пропал даром.

Осенью 2002 года в автобусе между городами Якима и Портланд (штат Вашингтон, США) я рассказывала попутчице-мексиканке о России, показывая ей фотографии моих занятий с детьми в разных странах и, конечно же, фотографии богородских игрушек. И вдруг эта женщина достала из своей сумки «кур на кругу», которых она недавно купила в Мексике для внуков. Какое совпадение: одинаковые игрушки, сделанные в разных концах света! Я тогда подумала, что предприимчивый мексиканский мастер скопировал российскую игрушку, но позже нашла в статье Н.Д. Бартрама ссылки на популярную в Мексике игрушку, «выполненную по принципу наших «разводов»: волк – пастух и собака». Многие этнографы считали также, что «куры на кругу» были заимствованы российскими резчиками у словаков. В древней Греции среди игрушек был найден деревянный конь на колёсах – совершенно наш, городецкий конёк!

Ничего в этом удивительного, конечно же, нет. Игрушки везде схожи, подобно тому, как схожа родительская любовь к детям. Сюжеты и оформление игрушек у разных народов свои, но приводящие их в движение механизмы основаны на одних и тех же принципах.

Здоровые дети всегда заняты играми. Во что же они играют, и какие игрушки их по-настоящему радуют? Учёные начали всерьёз задумываться над этим ещё в ХIХ веке.

В городе ребёнок оторван от природы и общения с представителями животного мира, а богородские игрушки частично восполняют этот пробел. Показывая на занятиях эти игрушки, я рассказываю детям легенду о том, что первую игрушку вырезала крестьянка, которой захотелось порадовать своего маленького сына. Руки у неё были золотые, игрушка получилась замечательная, соседи тоже стали делать такие же игрушки, и в результате зародился богородский промысел. Этот сюжет ни у кого не вызывает сомнений.

- Что мужик и медведь делают?
- Куют!
- А зайчик чем занимается?
- Режет морковку.
- Отчего двигаются игрушки? Потому что в них электрические батарейки?
- Нет!

Смышлёные дети сразу догадываются, что между деревянной фигуркой и шариком-маятником на верёвочке существует прямая связь, и что нужно начать вращать шарик. Но другим не сразу удаётся «вдохнуть жизнь» в игрушку. Они явно огорчены, а остальные дети не могут удержаться, чтобы не показать, что надо делать. А когда всё получается как надо, на лицах детей расцветают улыбки. Так бывает всегда.

Куры отбивают весёлую ритмичную дробь на кругу. Каждая клюёт, соблюдая очередь, и стук их деревянных клювов бодрит и веселит. Теперь известно, что от хорошей музыки даже растения растут быстрее и пышнее, а от «техномузыки» – сохнут.

На Руси всегда было принято дарить детям по праздникам игрушки. Считалось, что это принесёт им здоровье и благополучие. А какая игрушка сравнится с экологически чистой богородской? Что может быть чище натурального дерева?! Хорошо бы, чтобы в каждой семье были эти милые, добрые, хитроватые и энергичные зверюшки, которым всё в жизни по плечу и которые никогда не унывают.

Тамара Пономарёва,
Московское общество испытателей природы
moip-ros@yandex.ru

Иллюстрации:
Образовательный центр «Нива»,
Богородская фабрика,

СОШ № 875 города Москвы,
Live Internet,
Богородский филиал ВШНИ

Материалы по теме:

Музей дерева

Богородская фабрика

Богородская игрушка: интерактив на Руси


Высшая школа народных искусств. Богородский филиал

Богородская игрушка. Канал «Культура» (видео)

По секрету всему свету. Богородская игрушка (видео)

Богородская игрушка. Экскурсия по музею игрушки (видео)

Оршанский, Л. Г. Художественная и кустарная промышленность СССР (скачать в pdf)

Шумунова, Т. Педагогические воззрения Н.Д. Бартрама в концепции и практике музея игрушки

 

 

 

 





Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Система Orphus
Top