Образовательный порталМинистерство образования Оренбургской областиОренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко |
|
Вышел из печатиДрузья и партнёры |
Сегодня среда, 15 января 2025 года
Дата публикации: 24.12.2013 | Просмотров: 8527
Золотые нити России (шитьё)На протяжении столетий на Руси золотым шитьём богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, а также предметы церковного обихода (покровцы, пелены, омофоры и др.). Золотая нить, придававшая шитью особую праздничность, использовалась мастерами на Руси ещё до XVI века, впоследствии её заменяли и на золочёное серебро, и на металлическую нить, скрученную на льняную или шёлковую основу. Многочисленные вариации традиционной техники золотого (или «золотного») шитья известны на Руси с давних времен. Золотая светящаяся нить на красивой поверхности красного бархата плотно уложена объёмным кованым швом, она переходит в плавную волнистую линию, а затем продолжается в тонкой обводке по контуру мелкими ажурными петлями, витыми шнурами… В XVII веке развивались различные центры художественного шитья, прежде всего Москва, Новгород, Торжок, Архангельск, Сольвычегодск. Мастерские открывались при женских монастырях, таких как Суздальский, Покровский, а также существовали и княжеские светлицы, в которых трудились талантливые рукодельницы (мастерские князей Старицких в XVI веке, Строгановых в XVII веке и др.). Золотое шитьё всегда присутствовало в праздничной крестьянской вышивке XIX столетия, в праздничных женских головных уборах – кокошниках и одежде – епанечках и душегреях. Широкое развитие русская золотая вышивка получила в древнем городе Новый Торг, потом Торжок Тверской губернии, где и до настоящего времени сохранился традиционный русский художественный промысел – торжокское золотое шитьё. Вышивальный промысел сложился в Торжке ещё в XVII веке на основе местных, уходящих своими корнями в русское средневековье, но, однако, своё наибольшее развитие получил во второй половине XVIII – первой половине XIX века. Мастерицы из Торжка вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. Слава торжокских вышивальщиц и уровень их мастерства были столь велики, что поступали заказы и от царского двора, заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II. Александр Пушкин послал в подарок княгине Вяземской золототканые пояса: «… Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, как наденет мои пояса»… – каламбурил поэт. Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы, наиболее распространены были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. Но во второй половине XIX века мода изменилась, да и из-за высокой стоимости золотой вышивки спрос на золототканые изделия из Торжка снизился, промысел и искусство золотого шитья пришли в упадок. Однако заботу о сохранении традиции золотого шитья взяла на себя Торжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. На рубеже XIX-XX веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др. Торжокская ремесленная школа по всей России «рассылает» своих выпускниц, призванных сохранять и развивать наследие русского художественного золотого шитья. Широкая география распространения золотого и серебряного шитья приводит нас и на Урал. На развитие золотошвейного производства на Южном Урале, как и на многие другие регионы России, повлияло прославленное золотое шитьё Торжка. В 1854 году повелением государя императора Николая Павловича в Челябинске был утверждён Одигитриевско-Богородичный женский монастырь, в котором стало развиваться, в том числе, и золотое шитьё. Сохранилось ли шитьё из мастерских Одигитриевского монастыря, неизвестно, но это уникальное художественное ремесло в Челябинске не было забыто. Образцы старинного уральского церковного шитья (епитрахиль и покровец конца XIX века) хранятся в ризнице церкви св. Симеона Верхотурского (г. Верхотурье). Шитьё выполнено на высочайшем профессиональном уровне – это тончайший узор из переплетающихся линий виноградной лозы и хрупких колосьев пшеницы, техническое мастерство безымянного мастера совершенно и сочетается с глубоким чувством орнаментального ритма и гармонии. Торжокские мастерицы-золотошвеи передавали своё умение уральским, обладающим незаурядным талантом. Образцом большого мастерства уральских рукодельниц может служить расшитая рубаха от костюма уральской казачки второй половины XIX века, находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа. Челябинские мастерицы-золотошвеи разнообразили технические приёмы, расширяли возможности работы над различными видами изделий: от украшений костюмов до модных аксессуаров и мелочей, пытались находить свои, отличные от торжковских, художественные средства выразительности, выполняли орнаментальные изобразительные рисунки, отражающие особенности уральской природы. Учебно-показательные мастерские Торжка продолжали свою работу и после 1917 года – в 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году её выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия – тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотых вышивок XVI-VXIII веков, а в конце 1940-х – начале 1950-х годов – растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики – пятиконечные звёзды, серп и молот и т. д. В 1960 году артели были преобразованы в фабрику, где выпускались в основном знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т. д. Но традиции золотого шитья продолжаются и в наши дни, и некогда утраченные навыки церковного шитья и других художественных ремёсел восстанавливаются. Особенно за последние двадцать лет возобновилось шитьё церковных облачений. Для церковного убранства золотошвеи выполняют покровы, украшают одежду священнослужителей. Мастерицы создают также и оригинальную дамскую бижутерию – всевозможные коробочки, шкатулки, сумочки, атрибуты одежды (пояса, головные уборы, пуговицы, пряжки). Материалом для изделий служит не только красивый бархат, но и шёлк, кожа, а в качестве отделки декоративных вставок мастера используют жемчуг, золотые блёстки, самоцветные камни, что усиливает художественную выразительность предметов. Наблюдая за работой мастериц, не перестаёшь удивляться их искусству и профессионализму: золотая нить плотными монолитными рядами накладывается и закрепляется на ткани, образуя красивый цветок гвоздики, тюльпана, мелкими шажками укладывается в «гусиный шов», «шахматкой» образует изящную сеточку. И именно в рукотворности предмета кроется сила его эстетического воздействия. Алексей Каздым, Иллюстрации: Материалы по теме: Образ, вышитый нитью. Золотое шитьё – история, техника, секреты мастерства Русский костюм 18-19-20 веков из собрания Эрмитажа Шитьё золотом. Практическое руководство Золотошвейное шитьё. Мастер-класс Сретенский монастырь. Златошвейная мастерская Фабрика «Торжокские золотошвеи» Галилео. Золотое шитьё (видео) Золотая вышивка. Проект «Пряничный домик». ТК «Культура» (видео)
|
Календарь |