Образовательный порталМинистерство образования Оренбургской областиОренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко |
|
Вышел из печатиДрузья и партнёры |
Сегодня четверг, 21 ноября 2024 года
Дата публикации: 26.08.2014 | Просмотров: 2052
Произведения авторов сборника «Небо детства». Выпуск 12Мы продолжаем публикацию произведений юных литераторов Оренбургской области, воспитанников литературных групп, успешно работающих во дворцах и центрах детского творчества, школах, колледжах и гимназиях из сборника «Небо детства». Издание подготовлено коллективом отдела «Истоки» Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко… Сакмарские мастерицы В нашем Сакмарском районе распространён старинный пуховязальный промысел. Одна из удивительных мастериц этого исконно оренбургского промысла – Лейла Вахитовна Губайдуллина. В пуховых произведениях Лейлы Вахитовны – мифические герои, гербы царской и современной России, родоначальник оренбургской пуховой традиции степной козёл и другие герои. Примечательно, что во всех произведениях Лейлы Вахитовны обязательно присутствуют традиционные оренбургские узоры: снежинка, глухотинка, кошачьи лапки, малинка, окошечки, лучик, верёвочка, паучок, змейки… Но мастерица сумела перенести на пуховую паутинку и розы павловопосадских платков. Другая сакмарская мастерица – Минур Жимухамедова, живущая в селе Жёлтое, – искусно вывязала коляску, запряжённую лошадьми, в которой поэт Пушкин едет в Оренбург. В другой её паутинке в хитросплетении ниток появился красивейший Оренбургский кафедральный собор, разрушенный в 30-годы, и старинная мечеть. Сейчас, как и двести лет назад, все операции по изготовлению платка выполняются вручную. За два с лишним века так и не нашлось замены женским рукам. Секреты мастерства постигаются с самого раннего детства. Первое, что усваивают будущие мастерицы, – это то, что пух ласку любит. Чем тщательней выберешь волос, чем лучше прочешешь его на гребёнке, тем нить будет тоньше и ровнее, а платок изящнее. Марина Зуева,
Народная поэтесса Давным-давно по берегам небольшой речушки жили башкиры – кочевой народ. По легенде речку Бурунча назвали по имени утонувшей во время половодья молодой девушки-башкирки. В 1791 году на этом месте образовалось село. Основал его генерал-лейтенант Александр Мансуров. В нём он поселил своих крепостных. Первоначально село называлось Александровка, а затем было переименовано в Бурунчу. Всё это я много раз слышал из уст наших стариков. Сейчас в селе живёт чуть больше четырёхсот человек. Среди них очень много тех, кто внёс большой вклад в развитие села. Много талантливых людей, которые облагораживают духовную жизнь села: поют, сочиняют стихи и песни, участвуют в художественной самодеятельности. Из таких – Евдокия Васильевна Березина. Она сочиняет замечательные стихи. Родилась в 1936 году в Архангельской области. С самого детства любила читать стихи. В школе любимыми предметами были русский язык и литература. Детство было очень трудным, голодным. Семья жила бедно, одеть и обуть было нечего. Окончив школу, Евдокия Васильевна стала работать в колхозе. Когда война закончилась, брат забрал Евдокию Васильевну в посёлок городского типа. Ей тогда было 17 лет. Там она работа в столовой и училась в вечерней школе. Школу закончила с отличием. Колхозное руководство 3 раза возвращало Евдокию Васильевну обратно в колхоз, но она сбежала и уехала в Казахстан. Там она познакомилась с Николаем Семёновичем. В то время он служил в армии. С ним Евдокия Васильевна приехала в хутор Первомайский. Жили они с родителями. В семье было 11 человек, спали на полу. У них родилось двое детей – сын и дочь. Евдокия Васильевна работала дояркой. За добросовестный труд неоднократно награждалась грамотами и подарками. В 1986 году Евдокия Васильевна и Николай Семёнович переехали жить в Бурунчу. Здесь Евдокия Васильевна начала писать стихи. Первое стихотворение было написано на Рождество. Она очень любит природу и пишет о ней, пишет о том, что видит, о войне, о своём детстве. Внуки сделали ей к юбилею подарок – рукописные тетради со стихами обработали и сделали красивый переплёт. На сегодняшний день Евдокия Васильевна пишет стихи к каждому празднику, а работники Дома культуры читают их со сцены. У неё есть много благодарственных писем и призов, которыми её наградила администрация Бурунчинского сельского совета за творчество и за развитие народной культуры в нашем селе. Очень жаль, что такие люди часто остаются известны только малому кругу людей. Хотелось, чтобы об их таланте могли узнать не только односельчане, но и люди совсем не знакомые, которые живут в другом селе, районе, области. Николай Пузанов,
Народные умельцы Плетение из лозы – одно из самых древних ремёсел. Оно возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространёнными изделиями из лозы были корзины. На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку, брали в дорогу, отправляясь в далекий путь, ходили по грибы. На станции Асекеево живёт Петр Агеевич Кузнецов. Чем славен он? Тем, что плетёт из ивового прута корзины и кошёлки, коробки и бочонки разного размера для хозяйственных нужд. А может быть тем, что приносит радость людям от красоты творения рук человеческих. Его руками создаются вещи – настоящие произведения искусств. - С чего всё это началось? – поинтересовалась я у Петра Агеевича, и он рассказал следующее. - В детстве, когда было мне лет 12, наша семья жила в селе Верхнезаглядино. Было нас трое братьев. Шла Великая Отечественная война, недалеко жила семья Абрамовых, в которой тоже было трое детей. Они плели, я присматривался. С тех пор и началось. Подрос, окончил железнодорожное училище, начал работать машинистом. О плетении и забыл. Серьёзно же начал заниматься этим делом в 50-е годы. И так продолжаю до сих пор. Такого умельца, мастера на все руки, на станции Асекеево больше нет. Нет, пожалуй, и во всём районе. Пётр Агеевич является участником районной выставки «Народный умелец», где красуется его корзина. Свои корзинки Кузнецов дарит односельчанам. Может он сплести изделие и на заказ из ивового прута. Так где же мастер берёт прутья? Ищет ближе к воде, в тех местах, где были вырубки. Там проклёвываются и за один год вырастают длинные гибкие прутья. Приметив такую «плантацию», наблюдает за ней, следит, чтобы не упустить момент, когда лоза поспеет. То есть тот срок, когда наиболее ранние и мощные прутья начинают обрастать ответвлениями. Тут приходит с острым ножом и режет, предвкушая радость минуты, когда эти гибкие прутики его руками будут превращаться в корзиночки. Режет, не думая о том, что губит живую природу. Дело в том, что ивняк имеет свойства куститься ещё пуще после каждой «жатвы», как борода волшебника. Если не срезать прутья сейчас, то на будущий год они в большинстве своём закудрявятся и станут негодными для плетения мелких изделий. Прежде чем срезать прут, Петр Агеевич пробует его на гибкость, наматывая на указательный палец. Если прут не надламывается, можно срезать. Лучшими прутьями считаются растущие непосредственно из земли или от низко расположенной ветки. Такие прутья очень длинные, гибкие и почти без листьев. А это значит, после очистки они всегда гладкие. Мастер срезает прут острым ножом у самого основания с одного маху. Петр Агеевич рассказывает, что сезон плетения из лозы начинается с приходом первых морозов. Сначала заготовленную лозу режет, проваривает в больших чанах на протяжении пары часов, пока она не приобретёт беловатый оттенок. Потом её чистит от коры и просушивает на солнышке. Дальше лоза должна отстояться пару месяцев. И только после этого берётся за работу. Я долго и с интересом слушала рассказ мастера, одновременно рассматривала его творения. Это были корзинки разных размеров и форм. В плетёных изделиях П.А. Кузнецова проявляются врождённый вкус и художественное чутьё, которые свойственны всем настоящим мастерам народных промыслов. Талант – это труд и терпение, это высокая мера ответственности перед людьми, которые будут пользоваться его изделиями. Мастер хочет, чтобы его корзины не только были полезны людям, но и радовали глаз своей красотой. Здоровья и успехов Петру Агеевичу в его нужном людям ремесле. Я поблагодарила П.А. Кузнецова за тёплый приём и хороший рассказ. Людская память, народные промыслы, народные традиции – это наш клад, который надо передавать последующим поколениям. Спустя шесть дней с момента написания статьи, на 82 году жизни, сердце Петра Агеевича остановилось…. Он умер, но его творчество и память о нём будет жить вечно. Давайте же будем гордиться людьми – хранителями народного мастерства. Истинно талантливых людей мало. Наш Петр Агеевич именно такой. Мадина Хисамутдинова,
Иллюстрации: палантин «Ажурное чудо»
«Небо детства». Сборник литературно-художественного творчества детей Оренбуржья
|
Календарь |