Образовательный порталМинистерство образования Оренбургской областиОренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко |
|
Вышел из печатиДрузья и партнёры |
Сегодня пятница, 22 ноября 2024 года
Дата публикации: 12.09.2014 | Просмотров: 3277
Николай Мордасов: «Я живу в Бузулукском бору»Николай Мордасов живёт в маленьком посёлке Партизанка Бузулукского района Оренбургской области. Учится в Боровой школе, является членом Литературной гостиной отдела «Истоки» Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко. Николай Мордасов – неоднократный победитель областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга», лауреат Всероссийской Пушкинской литературной премии «Капитанская дочка», дипломант Международного литературного конкурса им. Н.Ф. Корсунова. В сборнике «Я живу в Бузулукском бору» собраны рассказы и пейзажные зарисовки, написанные автором в течение нескольких лет. Все его работы отличают тонкий лиризм, замечательная наблюдательность и душевная искренность. Г.Ф. Хомутов,
Каменка Каменка – это место на конце Паники, где Боровка течёт по камням. На конце нашей Партизанки такое же место называют Перекатом. Потому что течение реки очень быстрое, бьёт по камням с большой силой, так, что даже бурлит белым кипением – водоросли не успевают задерживаться. А на Каменке течение спокойное, тихое. Вода здесь зелёная от водорослей, но такая чистая, что каменное дно просвечивает. Отсюда и название. Берег отвесный и резко падает вниз. Высота – дух захватывает. Прямые высокие сосны уступами спускаются к реке. Здесь же растут берёзы, дубы, а по кромке реки – ольха. Место настолько красивое, что на выходные сюда приезжает много народу. Внизу палатки ставят. Купаются, шумят, едят – пришлось даже столы со скамейками для приезжающих сделать. Зато в будние дни здесь стоит вековая тишина – дикое место…
Кабаны Зимой первый снег выпадает – кабаны на задах посёлка появляются. На краю нашего огорода дуб растёт, так они ночью туда наведываются, кабанью тропу пролагают. Видел я их, конечно: коричневые, как свиньи, только с клыками. Ну, и намного крупнее. Шея у них мохнатая, здоровая, всегда грязная и сырая. Кабаны в болотах живут – находят их где-то в лесу, в низинах. Кабанята у них летом рождаются. Животное это очень осторожное, для охотника трудное.
Боровка Река наша, Боровка, совсем заросла. Этой зимой поначалу снег небольшой выпал, а потом морозы сильные ударили. Речка почти насквозь и промерзла. Поэтому обычного половодья не было – вся вода в землю ушла. Боровка обмелела, ряской и водорослями заросла. Дно почистить надо бы, потому что только за Каменкой места глубокие есть, там яма – ого-го! А у нас и воробей теперь вброд перейдёт.
Летний день Сейчас лето. Обычно я встаю часов в восемь, умываюсь, иду к бабушке – Тёмку поднимаю. Он радуется, бежит мне навстречу: «Коля-моля!» Моему двоюродному братику уже два года. А прозвище появилось во время моей поездки на море. Тёмка скучал по мне и всем объяснял: «Коля-моля» («Коля на море»). Тёмка всегда радостный, улыбка от уха до уха, о-о-о-очень активный: «Коля, би-би!» Я сажаю его на свой мотоцикл, немножко катаю и завожу обратно домой. Потом дом-двор-уборка, огород-полив-прополка. Но сейчас уже дел поменьше, потому что август: урожай начал зреть, а сенокос уже позади. Управившись, иду к отцу на работу. Он зимнюю горку для детей из труб варит. Её высота будет четыре метра. Заделают всё досками, построят лесенку, а наверху поставят деревянный домик. Зимой всё засыплют снегом, зальют на морозе водой – главным местом сбора для всех «партизанских» эта горка станет. Потом мама зовёт на обед. Едим, немножко досыпаем и едем с отцом на рыбалку – в Молотово. Там пруд природный, большой – карась, окунь хорошо клюет. Улов отдаём бабушке. Отдыхаем, вечером – в лес по ягоды, на свои заповедные места идём. Земляники в этом году уродилось много. А грибов пока нет, все лето – сушь. Часов в одиннадцать – в двенадцать встречаю свою Апрельку с пастбища. Коров у нас в посёлке осталось – по пальцам посчитать. Раньше стадо большое было, а сейчас с каждым годом корову содержать всё труднее. Характер у нашей Апрельки тоже трудный: не хочет домой идти, всё норовит в лес убежать. Приходится искать, где это она яблоки в лесу ест. Корову встретим, поедим. Потом посмотрю на закат – и спать. Летние дни долгие, а лето быстро проходит.
Пилорама В Панике у нас работает пилорама. Я там, конечно, был. Пилорама – небольшое квадратное металлическое сооружение, с моторчиком. Стоит на рельсах. Пила – круглое полотно с зубчиками. На пилораму закатывается бревно, зажимается, устанавливается толщина доски. Полотно стоит на дисках. Диски крутятся вместе с полотном. За пять минут можно распилить несколько досок. По размеру пилорамы разные. Например, на Панике она совсем небольшая. Несколько раз мне приходилось самому работать на пилораме – таскать уже распиленные доски. Работать там интересно.
Пожарная вышка Пожарная вышка находится в Паниковском лесу, в 48 квартале. Вообще-то это бывшая нефтяная вышка. Нефтяники бурили скважины в Бузулукском бору, а потом эту вышку бросили, не нужна стала. Наши лесники её со скважины вывезли и приспособили под пожарно-наблюдательную вышку – вместо старой, деревянной. Высота той прежней вышки была 20 метров. А высота этой, металлической, – целых 45 метров! С четырёх сторон к ней прикрепили тросы, чтобы её не качало от ветра. Выглядит всё это сооружение довольно страшно. Когда сухо, кто-то из наблюдателей сидит наверху. В сырую погоду лесникам дают отбой – из-за того, что ступеньки железные, от дождя становятся скользкими и забираться наверх очень опасно. К тому же, металлические прутья-ступеньки на самом верху становятся просто проволокой-«шестёркой». В грозу наблюдатель спускается и в шалашик деревянный прячется – рядом с вышкой. Сильный ливень переждёт – и домой. Оставаться наверху нельзя – убьет сразу. Я был наверху несколько раз. Подниматься ещё терпимо, а спускаться очень страшно, потому что поневоле смотришь вниз и видишь, куда и как именно ты можешь упасть. Наблюдательная будка совсем небольшая: два на три метра. В будке есть стол, кровать, стул, рация, бинокль и карта бора с указанием всех его участков. С высоты видны многие деревни: Заповедное, Опытное, Партизанка, Колтубанка, Паника. Здесь работал и мой отец, и мой дядя. Сейчас на весь бор осталось всего несколько лесников: Александр Салуян, Олег Малыгин, Павел Игнатьев, Алексей Черных. А ещё Теличкины – отец и два сына. Старший на тракторе опашку леса делает, а младший, Сергей, – пожарник. Территория, за которой лесники следят, огромная – до самого села Широкское. Пожары, сухостой, зверьё – всё их забота. Звериные тропы примечают, следы считают, чтобы количество кабанов, волков, лис и лосей на своём участке знать. Конечно, рук не хватает. За последние годы лес стал больной. Корневая губка, например, съела даже младшую сестру 350-летней сосны и подбирается к самой главной сосне. Ольха вся в болячках. Белки пропали. Бурелома очень много. Ну, и приезжие свой мусор оставляют, хотя это тоже пожароопасно. А свои леса надо беречь.
Николай Мордасов,
Фото из архива автора
Другие материалы автора: «Я живу в Бузулукском бору». Часть первая «Я живу в Бузулукском бору». Часть вторая «Я живу в Бузулукском бору». Часть третья «Я живу в Бузулукском бору». Часть четвёртая «Я живу в Бузулукском бору». Заключительная часть…
|
Календарь |