Образовательный порталМинистерство образования Оренбургской областиОренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко |
|
Вышел из печатиДрузья и партнёры |
Сегодня понедельник, 23 декабря 2024 года
Дата публикации: 02.10.2014 | Просмотров: 1391
Кукольная феяВ комнате у Ирины десятки кукол, большинство из которых – дело её рук и фантазии. Забавную Эшли девушка старательно делала три месяца, поэтому у куклы есть все черты человечка: искусно нарисованы ресницы, прокрашены ногти, даже есть складки на коленях! «Почему вы их не продаёте? Ведь в магазинах hand-made такие куклы стоят по нескольку тысяч рублей!» – спросила я маму Иры. Зоя улыбнулась: «Ну, что вы такое говорите, мы и не думаем об этом, даже когда нет денег на корку хлеба. Дочка вкладывает всю душу в этих кукол, может целый день рисовать одни только губы! Нет-нет, продавать невозможно, это на память». С Ирой мы познакомились очень необычно. Болтая с друзьями около подъезда, я услышала, как она пытается объяснить дорогу проезжающему парню, а тот нервно кричит на неё. С оскорблениями и матом он захлопнул дверь автомобиля и куда-то уехал. Я ожидала всего: раздражения, слёз, гнева… Но вместо этого она с улыбкой подошла ко мне и сказала: «Вам яблочки нужны? Яблочки! Очень-очень вкусные! Я принесу!» И через полчаса в моей прихожей уже лежало 4 кг яблок. На мое удивлённое «зачем так много?» Ира ответила: «Это все, что у меня было… Больше нет. Кушайте на здоровье!» В медицинской карточке Иры простой, но вместе с тем очень тяжёлый для неё самой диагноз – синдром Дауна. Лишь из-за одной лишней хромосомы её жизнь так непохожа на жизни наших ровесниц и мою: она никогда не шепталась на переменах с подругами, не сидела в социальных сетях, и в свои 15 лет не знает, каково это, когда тебе дарят цветы. Её школьные годы протекают уныло: днём приходят преподаватели из специальных школ, которые медленно объясняют ей материал: пропись, счёт, естествоведение. Зоя говорит, что Ирина особенно ждёт последнего урока: ей интересно всё, что происходит на Земле, а молодой учитель Иван в красках рассказывает ей про молнии, путешествие крови по артериям и огромное количество бактерий, живущих на земле! «Недавно, например, делала эксперименты с водой: кипятила её, наблюдала за паром, замораживала. Это так Иришка изучала тему агрегатных состояний. Без формул, заумных слов, зато на всю жизнь запомнится!» – в словах Зои проступает гордость за интерес дочери к знаниям и науке. Ещё бы, ведь за час занятий этому самому Ивану мама платит 700 рублей, и было бы очень обидно, если бы Ире это было бы неинтересно. Ещё год назад, изучив новый «Закон об образовании», я узнала о том, что теперь дети-инвалиды могут учиться в самой обычной школе вместе со здоровыми сверстниками. Рассказав об этом Зое, я услышала в ответ: «Мы ещё совсем не готовы! Я знакома со многими, очень многими подростками, которые живут рядом с нами и ходят в соседнюю школу. Что их интересует? Сигареты, выпивка, вечеринки, Интернет… Они жестоки. Мама одной из школьниц рассказала мне, как в этой школе как-то девочка сломала зуб и из-за этого и выглядела, и говорила смешно. Так над ней потешалась вся школа. Одноклассники даже специально старались сделать ей больно или напугать, чтобы она шепеляво кричала… Я не позволю моему ребёнку учиться с такими извергами!» Жестоки не только дети. Я знаю многих молодых родителей, которые с недоверием относятся к людям с инвалидностью. Когда я рассказала своей подруге, молодой мамочке, про интересное знакомство с соседкой Ирой, то услышала: - Это, конечно, всё очень мило и трогательно. Но я бы не хотела, чтобы мой Сашка играл с такой девочкой. А ещё лучше, чтобы он вообще как можно дольше не знал о таких детях. - Но почему? – воскликнула я. - Слушай, и здоровых детей для дружбы хватает! А такая…. Неизвестно чему научит мальчишку, потом проблем не оберёшься! Мама Иры вспоминает, что с детства подругами Ирины были лишь она, бабушка да любимая кукла. Выходя на детскую площадку и ведя маленькую Иришку за руку, Зоя замечала, что родители подальше отодвигают своих детей, а уж чтобы с кем-нибудь поиграть – об этом не могло быть и речи. «Вряд ли она понимала это, – рассказывает мама, – но когда я видела, что все детишки бегают, громко кричат, вместе что-то сооружают, а мой ребёнок сидит в стороне один и строит замки из песка, то… мне всегда хотелось плакать. Однажды она играла в песочнице, и рядом сел маленький мальчик – годика 4. Они стали вместе играть, и добродушная Ира решила его обнять. Увидев это, с дальнего угла площадки прибежала женщина и гневно заорала: «Держите своего ребёнка в руках! Что она делает? Дома надо сидеть больным, а не шататься тут. Игорь, пойдем…» Слушая эти истории, я поняла, почему Ира никогда нормально не общалась со сверстниками: проблема в нетерпимости людей. Социологическая статистика подтвердила: люди с синдромом Дауна не могут найти себя в жизни вовсе не из-за заболевания, а из-за сферы, в которой они воспитывались и до сих пор живут! Ещё год назад, обсуждая в пресс-студии новый «Закон об образовании» и возможность совместного с инвалидами школьного обучения, я услышала: - Да современные подростки и так жестоки, они же просто морально искалечат этих «даунят», – говорил Лёша. - Они никогда не смогут учиться в обычной школе, – высказался Паша и даже написал заметку «Мы не готовы учиться с инвалидами!». С вопросами о том, почему у нас такое негативное отношение к людям с особенностями развития и как это исправить, я обратилась к оренбургскому психологу Виктории Кановой. - Я работаю с такими детьми и подростками более 6 лет и могу сказать одно точно: им очень важно общение. Они рады любому разговаривающему с ними человеку, неважно, ребёнку или педагогу, психологу… - А могут ли они дружить вообще? - Конечно! Многие мамочки приводят ребят в центр «Прикосновение», и там дети и подростки находят себе друзей с такими же проблемами и особенностями, как и у них самих. Несколько раз я устраивала совместные занятия детей с синдромом Дауна с обычными сверстниками, и они очень ладили! Скучали, плакали друг по другу… Труднее ситуация обстоит с подростками. Многие ровесники не хотят с ними общаться, и в принципе они, конечно, имеют на это право. - Но почему же в нас возникает такая нетерпимость к другим, непохожим на нас? - От незнания и невежества. Кто-то боится подобных людей. Некоторые мамочки вообще уверены, что их чадо от игры с «даунёнком» может стать таким же. Зачастую влияют и устаревшие социальные стереотипы, мол, такие дети рождаются в неблагополучных семьях. - Как с этим бороться? - Мне кажется, что нужно больше рассказывать о таких людях, знакомить подростков с их сверстниками с особенностями, чтобы они знали, что это за ребята, как с ними дружить. - То есть, лекарства от нетерпимости нет? - Нет, конечно, – смеётся девушка, – и никогда не будет. Стоит помнить только одно: нас раздражает в других людях то, что есть в нас самих. Поэтому нужно воспитывать терпимым следующее поколение – наших детей. И не указами и уроками, а на своём примере. Если мама срывает свою злость на малыша, то в 15 лет он будет орать на неё. Поэтому надо всегда думать: к чему приведут наши действия, и какова истинная цель наших поступков. «Солнечный ребёнок» Ирина говорит, что она совершенно счастлива! Но счастливы ли мы – те, кто зачастую не только не задумывается о других людях, но и специально отворачивается от них в автобусах и уводит свою сестрёнку подальше от песочницы, где играет «даунёнок»? Я очень благодарна Ирине. Она не только научила меня делать куклу-самокрутку, но и помогла видеть мир чуть дальше своего носа. А за ним он прекрасен!
Лада Шамардина,
Материалы по теме: Встреча в диаконическом центре «Прикосновение» В Оренбуржье развивается инклюзивное образование
|
Календарь |