Образовательный порталМинистерство образования Оренбургской областиОренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко |
|
Вышел из печатиДрузья и партнёры |
Сегодня суббота, 23 ноября 2024 года
Дата публикации: 14.10.2015 | Просмотров: 2248
В Барселоне прошёл Международный методический семинар «Инструменты и технологии для работы в билингвальной поликультурной аудитории вне России»В рамках Перекрёстного года русского языка и литературы в Испании и испанского языка и литературы в России с 19 по 22 сентября 2015 года в Барселоне состоялся Международный методический семинар «Инструменты и технологии для работы в билингвальной поликультурной аудитории вне России». Семинар начался с песни Олега Митяева, отразившей дух педагогического единения, свойственный собраниям истинных подвижников русского языка вне России. А иначе на семинарах, организуемых Федерацией центров русского языка Испании в лице ассоциаций «Центр русского языка и культуры им. Ф Достоевского» (Салоу, Таррагона) и «Радуга» (Барселона) и неизменно поддерживаемых Посольством России в Испании, Генеральным Консульством России в Барселоне, представительством федерального агентства «Россотрудничество» в Испании, правительством Каталонии и на сей раз также фондом «Русский мир», – и быть не могло. Немаловажно и то, что методсопровождение самого семинара и создание представленных на нём пособий прошли в тесном сотрудничестве с опытнейшими специалистами по дву- и многоязычию Елабужского института Казанского федерального университета, активно поддерживающего вот уже несколько лет «русские школы» вне России (авторами «Календаря-портфолио дошкольника» и игротеки «Дети мира» стали д.ф.н., проф. Салимова Д.А., к.ф.н., доц. Бубекова Л.Б., к.ф.н., доц. Данилова Ю.Ю., к.п.н., доц. Латипова Л.Н. и их студенты). Тем самым семинар внёс неоценимый вклад в реализацию российских программ по продвижению российской фундаментальной и практико-ориентированной науки за рубежом. В работе семинара за 4 дня приняли участие около 90 педагогов и руководителей центров дополнительного образования, научных сотрудников российских и зарубежных вузов. Причём, 58 специалистов прибыли из разных уголков Испании (Барселона, Таррагона, Льорет дэль Мар, Жирона, Кунит, Манреса, Реус, Валенсия, Гранада, Логроньо, Севилья и т. д.), а остальные участники – из Германии, Австрии, Латвии, России, Казахстана, Англии, Египта, Ливана, Швейцарии, Франции, Ирландии, Швеции, Украины... Наглядно продемонстрировав, какой творческий объединяющий потенциал несёт дву- и многоязычие с русским языком. Старт семинара был вдвойне торжественным: гости смогли принять участие в церемонии первого звонка 2015/16 учебного года, открывшей для дошкольников и учеников 1-8-х классов двери барселонской школы «Радуга». Увидев тех, с кем и для кого предстоит идти дальше по дороге би- и полилингвального образования, участники семинара ненадолго вернулись и в своё детство, к своим первым учителям и наставникам. Севших за школьные парты педагогов поприветствовал Генеральный консул России в Испании Ю.Н. Клименко, точно уловивший настроение этого момента и нашедший верные, простые и глубокие слова для определения роли русского языка в Европе и места центров дополнительного образования – в парадигме образовательных маршрутов подрастающей русскоязычной диаспоры. После церемонии торжественного открытия Ирина Горькова, президент Федерации центров русского языка Испании и вице-президент Ассоциации им. Ф.М. Достоевского (Таррагона-Салоу), руководитель «Школы раннего развития для испано-русских билингвов» провела презентацию проекта, осуществляемого при поддержке фонда «Русский мир», и рассказала участникам о первых его итогах – дидактических материалах, направленных на объединение образовательных усилий семьи, школы и самого ребёнка-билингва, «Календаре-портфолио билингва» и игротеке «Дети мира». Важно отметить, что благодаря финансовой поддержке фонда участники семинара смогли не только на слух ознакомиться c содержанием данных пособий, но и безвозмездно получили по одному экземпляру для дальнейшего их внедрения в школах дополнительного и регулярного образования Испании и других стран Европы и мира. До этого пособия были разосланы по заявкам образовательных центров в Австрию, Чехию, Словению, Ирландию и Эстонию и безвозмездно распространены руководителем проекта во время презентации проекта на XIII Конгрессе МАПРЯЛа в Гранаде (13-18 сентября 2015 г.). Начинается их внедрение и в билингвальных детских садах и школах регионов России, Казахстане и т. д. Наталья Лоскутова, руководитель центра дополнительного образования «Радуга» при ассоциации «Радуга», организатор образовательной и культурной программы для гостей семинара в Барселоне, представила деятельность Федерации центров русского языка Испании (объединившей на данный момент 20 русскоязычных ассоциаций, при большинстве из которых успешно функционируют наиболее крупные «русские школы» страны, и представляющей Испанию в Международном методсовете по многоязычию и межкультурной коммуникации). Она же поделилась с участниками своими разработками и размышлениями по вопросу необходимости учёта национальных программ и стандартов при написании программ для центров допобразования с русским языком обучения вне России (на примере Испании по итогам европейского проекта BILIUM). В связи с тем, что первый день семинара проходил в помещении школы «Радуга» (Барселона), все участники семинара смогли посетить открытые уроки истории, русского языка и литературы, раннего речевого развития, музыки. В первый же день семинара руководитель образовательной программы дошкольного образования «Диалог» (издательства «Дрофа», «АСТ»), автор известной методики речевого развития ребёнка О.Л. Соболева подробно рассказала участникам семинара о возможностях, которые открываются перед ними в условиях обучения детей русскому языку вне России, ФГОС дошкольного образования, о вариативных методиках речевого развития детей-билингвов, о своей авторской методике, созданной на основе «двуполушарного» подхода, о проблеме и ресурсе преемственности в обучении и развитии дву- и полиязычных дошкольников и младших школьников. Её авторский курс вызвал огромный интерес у слушателей. Ольга Соболева провела в школе «Радуга» мастер-класс с детьми 4-5 лет для педагогов, специализирующихся на речевом развитии детей, а в заключительной части семинара – родительскую программу. Второму ведущему лектору семинара, научному руководителю международных лабораторий при КФУ, УдГУ, Университете им. С. Баишева и др., эксперту федерального реестра РФ, автору более 30 научных монографий и учебно-методических пособий и 200 научных статей к.п.н. Е.Л. Кудрявцевой (Россия – Германия), по мнению участников, удалось совместить сложнейшую и неоднозначную теорию би- и полилингвального образования с практико-ориентированными выводами, лёгшими в основу как названных выше пособий «Календарь-портфолио дошкольника», «Игротека «Дети мира»», так и известных уже в мире «Речевой палитры», «Сказочного алфавита», «Имя существительное за 10 уроков», «Занимательный глагол» и др. Кроме того, слушатели получили возможность в формате круглого стола и интерактивного семинара обсудить вопросы теории и практики межкультурной коммуникации, проектной деятельности на занятии и во внеурочное время. Аудитория получила информацию по самым животрепещущим проблемам, стоящим сейчас перед педагогами системы дополнительного образования и практически идентичным во всех странах мира. А, получив, запланировала в рамках сетевого взаимодействия дальнейшие шаги, направленные на осмысление мирового опыта и опыта русской эмиграции «первой волны» (с 1918 г.) и применение его для вхождения в образовательные системы стран пребывания конкретных «русских школ» с учётом типа самой школы и юридических основ для сохранения херитажных (семейных/материнских) языков в данной стране. О становлении когнитивной сферы ребёнка-билингва и его психологических особенностях на каждом этапе возрастного развития рассказала психолог Оксана Баженова (университет г. Констанца, Германия), порекомендовав коллегам обратить внимание на системность образовательных и развивающих усилий и обязательный учёт онтогенеза. В помощь и родителям, и преподавателям она написала книгу-справочник «Билингвизм – особенности двуязычного воспитания, или Как вырастить успешного ребёнка», также в электронной форме доступную по адресу. Азы любого образования – в передаче из поколения в поколение опыта нации, накопленного ей за века и тысячелетия и адаптированного для сознания и восприятия поколения XXI века. Понимая это, участники семинара как в живую воду вошли в театрализованный яркий мастер-класс «Мамина школа» по авторской методике Т. Смоляковой, педагога и этнографа с более чем 20-летним стажем, представляющей школу «Истоки» (http://www.ars.3a2.com/ ссылка не работает) при ассоциации «Русскоговорящая Севилья». Важно отметить, что «Мамина школа» – единственное на сегодняшний день подобное УМК по страно- и культуроведению России для детей и родителей билингвов вне России. Не случайно Татьяна стала победителем конкурса и лауреатом премии BeBiLin.RU 2015 по номинации «Лучший учебный материал для билингвов» (учредители Елабужский институт КФУ, bilingual-online.net и др.). Третий и четвёртый дни семинара прошли в актовом зале правительства Каталонии, предоставившего прекрасную площадку для круглых столов и презентации проектов, посвящённых детскому билингвизму и полилингвизму. Бесценным подарком назвали участники возможность реального профессионального диалога и обмена опытом и авторскими разработками педагогов-практиков Испании и других стран. Затрагивались темы специфики работы с национально-русскими билингвами с учётом поликультурности образовательного пространства и компетентностно-ориентированного обучения, реализации «треугольника взаимной интеграционной сохранности» дошкольника- и школьника-билингва в урочной, внеурочной деятельности и системе дополнительного/ неформального образования, проблемы изучения русской литературы для средней и старшей школы в условиях ограниченного аудиторного времени, вопросы сдачи ЕГЭ за рубежом и другие темы. Были и ранее не планировавшиеся и тем более приятные гости, заглянувшие на семинар и предложившие его участникам сотрудничество со своими образовательными организациями. Одной из них стала Т.А. Демешкина, декан филологического факультета Томского государственного университета. С интересным докладом по сопоставлению российских и испанских образовательных программ для детей от 3 до 10 лет выступила участница семинара из Московского лицея Национального исследовательского университета (Высшая школа экономики, Москва) Марина Чубукова. По истечении четырёх насыщенных дней (вечерами гости смотрели Барселону и окрестности с профессиональными экскурсоводами, предоставленными ассоциацией в Барселоне, танцевали под мелодии поющих фонтанов, прогуливались по улочкам Гауди и «Парфюмера», открывали для себя в море Христофора Колумба…) все участники получили сертификаты, но ещё долго не хотели расходиться, обсуждая услышанное, обмениваясь контактами и материалами для продолжения сотрудничества, горячо благодаря лекторов и организаторов за прекрасный семинар. Все выражали надежду на будущие международные встречи между педагогами русских школ в целях обмена педагогическим опытом, пополнения методической базы и развития сотрудничества с зарубежными коллегами и российскими экспертами. В добрый путь, «Школа раннего развития для испано-русских билингвов»! Интересной и лёгкой дороги, дорогие ученики и уважаемые учителя! Отзывы участников семинара Асмик Саркисян, руководитель школы «Дружба», Барселона: «Семинар был продуктивным, насыщенным. Мы получили оптимальную и исчерпывающую практико-ориентированную информацию по работе с детьми-билингвами. Особо хочу отметить хорошую и последовательную организацию теоретико-методической части семинара». Зинаида Боршевич, преподаватель русской школы «Слово», Валенсия: «Большое спасибо всем организаторам семинара и особенно Ирине Горьковой и Наталье Лоскутовой. Семинар прошёл на очень высоком организационном и методическом уровне. Мне как педагогу школы дополнительного образования очень пригодится полученная информация об учебниках, методических и дидактических пособиях, таких как «Календарь-портфолио» и игротека «Дети мира». Очень благодарна организаторам и фонду «Русский мир», что смогла получить великолепно изданные материалы бесплатно. Отдельное большое спасибо лекторам семинара, ведущему специалисту по билингвизму и межкультурной коммуникации к.п.н. Екатерине Кудрявцевой и автору уникальных учебников Ольге Соболевой». Елена Геддис, Великобритания, Первая русская школа, г. Белфаст: «От всей души хочется поблагодарить организаторов семинара «Инструменты и технологии для обучения русскому языку в зарубежной билингвальной и поликультурной аудитории», проходившего в г. Барселоне, Испания, с 19 по 22 сентября 2015 г., за тёплый приём и отлично спланированную программу. Лекции семинара отличались разнообразием, но их объединяло множество авторских новаторских идей, приёмов и задумок, которые, безусловно, будут полезными в практической работе. Замечательно организованная программа семинара была чрезвычайно насыщенной и все участники сошлись во мнении, что, к сожалению, времени к познанию и общению не хватило. Несмотря на то, что выступления лекторов длились в течение целого рабочего дня, но они были настолько профессиональными и так сильно держали внимание слушателей, что хотелось слушать ещё и ещё. В надежде на дальнейшее плодотворное сотрудничество и продолжение данного семинара в будущем. Спасибо!» Александра Ди Ниро, ассоциация «Русская волна», Швейцария: Добрый день, дорогие Ирина Горькова и Наталья Лоскутова! Большое вам сердечное спасибо за такой содержательный, глубокий, разнообразный и хорошо организованный семинар! Молодцы! Всё прошло чудесно. Необычайно интересны, глубоки лекции Е. Кудрявцевой, очень своеобразны и полезны в практической работе лекции О. Соболевой. Была интересна не только насыщенная программа, но и возможность живого непосредственного общения педагогов, обмена опытом. А как сближает совместное проживание педагогов в отеле! Замечательно, что вы организовали открытые занятия! Разумеется, это вносит некоторый дискомфорт в течение занятия, но такой опыт может быть очень полезен и плодотворен для обеих сторон. Мы же постоянно учимся друг у друга! Большое спасибо за материалы, которые получила на семинаре. Надеюсь, что уже в скором будущем получится использовать их в работе». Ирина Горькова, Фото из архива автора
Материалы по теме: Школа раннего развития для испано-русских билингвов (Испания) Всемирный детский видеофлешмоб «Зачем мне нужен русский язык?» Цикл научно-практических семинаров в русских школах дополнительного образования Испании В Испании отметили день рождения Достоевского День знаний по-русски в Испании
|
Календарь |