Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня четверг, 21 ноября 2024 года
Новости / Новости ДОД, Оренбургская область, Юнкоры, Вышел из печати, Год литературы / Произведения авторов сборника «Небо детства». Выпуск 20
Дата публикации: 21.01.2016 | Просмотров: 2069

Произведения авторов сборника «Небо детства». Выпуск 20

Мы продолжаем публикацию произведений юных литераторов Оренбургской области, воспитанников литературных групп, успешно работающих во дворцах и центрах детского творчества, школах, колледжах и гимназиях, из сборника «Небо детства». Издание было подготовлено коллективом отдела «Истоки» Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко…

 

Спасибо Чехову

Весна. Окна кабинета литературы выходят в школьный сад. Это, конечно, лучше чем если бы они выходили на улицу, которая отвлекает нас, учеников, звуками машин, голосами прохожих. Но сад весной, особенно когда в цвету, отвлекает не меньше. Сейчас мешают воробьи. Они то отчаянно чирикают, то вдруг подерутся под окном, а то так разойдутся, что в азарте влетают через открытую форточку прямо в кабинет, и тогда с уроками пиши пропало.

На последней парте сидят две миловидные мои одноклассницы – Зульфия и Гульнара. В ушах Зульфии поблескивают дорогие серёжки, она упрямо носит их, несмотря на запреты. У Гульнары необычная, нешкольная прическа, безуспешно претендующая на элегантность. Они оживленно о чём-то говорят, забыв об уроке и об учительнице. На их розовощёких лицах сияет беспричинная радость.

Перед ними, на предпоследней парте, сидят Ренат и Ильшат, здоровые, жизнерадостные ребята. Перед Ильшатом – знакомая мне тетрадь по литературе. Её обложка, поля и несколько последних страниц исписаны сплошь названиями зарубежных рок-групп, диско-ансамблей, иностранными именами солистов, разрисованы разными видами гитар и бородатыми рожицами. Когда Ильшат говорит о рок-музыке (а он только о ней и говорит), палец ему в рот не клади. Он переспорит каждого, кто посмеет критиковать его любимого певца и, если исчерпает аргументы, нокаутирует каким-нибудь запрещённым приёмом. Его сосед Ренат обычно во всём с ним соглашается.

Ильшат и Ренат оборачиваются назад, к девочкам, что-то им сообщают и все четверо сдержанно прыскают.

Весна! А впрочем, эти четверо веселы всегда, в любое время года. На переменах они бегают за мороженым (магазин прямо у входа в школу), играют на гитаре, если вожатая даёт инструмент, громко хохочут. Они слывут в классе вполне хорошими людьми, хотя учатся, перебиваясь с тройки с минусом на тройку с плюсом. Здесь свои взгляды: не простят приятелю устарелой марки мобильного телефона или нефирменных джинсов, но учёбу через пень колоду не только прощают, а могут возвести в ранг достоинства.

Идёт урок литературы. Этой весной я по-настоящему полюбила Чехова. Мне нравится душевная мягкость писателя, его удивительная, робкая, словно виноватая деликатность, простота и требовательная доброта. Учитель литературы Гузель Раисовна говорит о его мечте превратить всю землю в цветущий сад, видеть человека, прекрасного лицом, и одеждой, и душой, и мыслями. Мне тоже обидно, что пошлость, душевная пустота, мещанство ещё не преодолены…

А жизнерадостные лица «великолепной четверки» всё ещё сияют. Отчего они так счастливы? На мой взгляд, нет у них никаких причин для радости: ни тебе каких-либо успехов, приносящих удовлетворение, ни радости познания – наслаждения для ума, ни успехов в спорте, ни побед на олимпиадах. Я знаю, что, отсидев шесть уроков, они легко разойдутся на все четыре стороны и не вспомнят друг о друге до следующего утра. Отчего же они так довольны? От привычки жить одним днём? От нежелания и неумения думать? По причине душевной пустоты? Возможно. Но я думаю, что главная причина – весна, надежда на счастье, ожидание первой любви. И это прекрасно, кто спорит? «Не надо печалиться, вся жизнь впереди», – поётся в песне. А мне почему-то грустно. Наверное, потому, что мне уже 16 лет, и как будто детство кончилось. Вспоминаются строчки из песни:
«Куклы все забыты, куклы горько плачут,
Куклы без присмотра все лежат в углу,
Ну и пусть уходит детство озорное,
Милые косички, голубые сны…»

Гузель Раисовна написала на доске тему урока: «Рассказы А.П. Чехова «Крыжовник», «Дом с мезонином», «Невеста».

Она вызвала Зульфию отвечать домашнее задание.

- Зульфия, вспомни, пожалуйста, о чём говорится в рассказе «Крыжовник».

- О крыжовнике, – слегка смутившись, Зульфия делает вялую попытку отшутиться. Я так и думала, она не готовилась к уроку.

- Мои подозрения, что урок ты не готовила, подтверждаются, – говорит учительница. – Придётся подруге спасать положение. Слушаю тебя, Гульнара.

- Я не читала. У меня книжки нет, – оправдывается подруга.

- Расскажи, как ты искала книгу рассказов Чехова.

Гульнара молчит, удивлённая непредвиденным вопросом.

- А как вам удаётся раздобыть редкие записи рок-музыки? Как-то несправедливо получается с творениями человеческого духа. Может ты, Ильшат?

- Не успел я, – морщится Ильшат. – Вчера это… мать в сад погнала. Весь сад один вспахал. Вечером хотел почитать, сразу… это… уснул…

- Уснул над рассказом Чехова! Да как…

Гузель Раисовне было очень обидно. «Спокойно, спокойно, не взрываться, он всё-таки в саду работал, устал», – подумала она.

- Не мать, а мама, – спокойно поправила она. – И как тебе это удалось уснуть, не послушав своего любимого.., – она взяла его разукрашенную тетрадь и, читая первое попавшееся имя, сказала, – Своего любимого Эльтона Джона?

А Ильшат её иронии не пугается, говорит, что музыку на сон грядущий послушал, и выражает уверенность, что, если бы Гузель Раисовна её слышала, она бы ей тоже понравилась.

- Я лучше книгу прочту за это время, – оскорбляется она.

- А так тоже несправедливо, – едва слышно замечает Ильшат.

Зульфия и Гульнара награждают Ильшата ободряющим взглядом.

- Ренат, твоя очередь рассказывать содержание «Крыжовника».

Вызванный встает и, виновато взглянув на Ильшата, начинает:

- Ну, там, значит, один человек мечтал купить имение. Всю жизнь деньги копил. Потом он, значит, купил это имение и посадил крыжовник. Ну, он вырос, и он, значит, угощал всех. Крыжовник был кислый, он всё равно ел и хвалил. Он был счастлив, что у него растёт свой крыжовник.

Ренат, довольный, замолкает.

- И это всё? Ну и что из этого? Судя по твоему ответу, тебе рассказ, конечно, не понравился. Стоило ли Чехову писать такое произведение, как ты думаешь?

Тот недоуменно пожимает плечами, словно говоря, что уже тут-то он ни при чём:

- А чего там? Ну, жадный он был, значит. Копейки собирал, жену уморил… Мы про таких помещиков сколько раз читали…

- Да не про помещиков этот рассказ! И не про крыжовник! Он – о смысле жизни, о вас, о нас! Да, да! Там есть слова, прямо обращенные к тебе, к вам. Не заметил?

Его глаза, таящие улыбку, на миг потеряли её, лицо слиняло. Но сзади украдкой что-то сказали, и все четыре мордашки опять расцвели улыбками.

Гузель Раисовна со вздохом открыла рассказ в заложенном месте и стала читать:

«Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.
…Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой.
Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей!..»

Отрываясь от книги, учительница пригласила вслушаться в интонации Чехова. В чём дело? Ведь писатели как раз и мечтали, чтоб все люди были счастливы и довольны жизнью! Почему же Чехову не нравится герой рассказа?

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда,… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет…
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! … Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро! »

Гузель Раисовна смотрит на нас. Наступают лучшие моменты урока, когда слово писателя проникает в мысли и доходит до сердца, когда большинство из нас начинает верить ему и мы готовы идти за ним.

- Чехов призывает не замыкаться, как в футляре, в своём тесном мирке: дачах, усадьбах с крыжовником, – говорит Лилия.

- С автомобилем, рок-музыкой, – вставляет учительница, – а читать бы книги, в том числе Чехова, любить литературу.

- Да, – соглашается Лилия и продолжает, – Чехов пишет, что человек должен интересоваться всеми достижениями человеческого духа, не замыкаться в чём-то одном. Мне кажется, он против любого футляра.

- Можно дополнить? – поднимает руку Юля. – Чехов хочет, чтоб человек обязательно проявил свой свободный дух и постоянно искал, где его можно проявить. Главная мысль рассказа «Крыжовник» вот в этих словах: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

- Совершенно верно! Ребята, Чехов обращается к нам. Давайте поговорим с ним и друг с другом, каковы свойства, особенности, богатства вашего духа, души вашей.

Действительно, ученые-психологи считают, что у каждого человека есть какие-нибудь таланты и способности, только многие из-за лености своей, беспечности, легкомыслия не догадываются о них, так как не ищут себя, довольствуясь тем, что есть. А ведь перед нами весь земной шар. И наша школа – на этом шаре. А в школе есть библиотека. Вдруг там лежит книга о тебе, со всеми твоими способностями? Вдруг, прочитав её, ты лучше узнаешь себя, и это поможет определить свой путь в жизни? Вдруг в тебе скрываются способности организатора, педагога, дизайнера? Их надо срочно выявлять! Чтоб успеть развить! Они нужны в любой профессии – токаря ли, тракториста, пекаря – и в особенности для жизни с людьми, в обществе, в семье. Надо пробовать проявить где-нибудь свой ум и способности. Мальчишкам искать себя в технических кружках. В спортивных. У подшефных пионеров. Справедливо ли молиться только одним эстрадным певцам? Весь земной шар заслонить несколькими десятками модных дисков?

Между прочим, к нам приехала в гости приятельница моей бабушки и я узнала от неё очень интересную историю. Когда была маленькой, она не могла ходить. Родители повезли её в Курган, и вернулась оттуда совершенно здоровой. Там жил человек, совершивший революцию в мировой ортопедии и травматологии. В мировой! Он делал фантастические вещи! Сам придумал аппарат и при его помощи удлинял человеку конечности более чем на 50 сантиметров. Без крови, без скальпеля! Он сделал счастливыми сто тысяч человек, бывших инвалидов. И эта девочка была тоже инвалидом от рождения. А сколько этот доктор перенёс трудностей, пока признали его метод.

Он спал по три часа в сутки, остальное время работал. Разве его заслуги, талант врача и изобретателя достойны меньшего поклонения, чем талант эстрадного певца!? Его бы имя надо писать на обложках тетрадей. А мы ведь его даже и не знаем, обидно как! И кстати, он в интервью с корреспондентом «Комсомольской правды» сказал: «Открывать новое дано не каждому. Но кто может сказать заранее, кому дано, а кому нет? Обидно, что многие даже не настраиваются на поиск, считая, что он доступен только людям необыкновенным. Но все великие до поры были самыми обыкновенными». И он сам, лауреат Государственной премии, доктор медицинских наук профессор Гавриил Абрамович Илизаров, был когда-то обыкновенным подростком, как и мы.

Я читала, что люди используют возможности своего мозга максимум на двадцать пять процентов, а то и поменьше. Ум гибнет не от износа, а скорее ржавеет от неупотребления. То же самое, по-моему, и про душу можно сказать. Она, коли не ржавеет, то заплывает жиром, если мы перестаем удивляться, волноваться, возмущаться, перестаём читать и думать, любить и ненавидеть, задавать себе вопросы, участвовать в общественной жизни, надо найти себе занятие по интересу.

«Отчего вы живёте так неинтересно, так неколоритно, так мало берете от жизни?» – удивляется и возмущается Чехов в другом рассказе. К кому он обращается с таким вопросом-обвинением? Действительно ли тот человек живёт, как я, как мои одноклассники? Значит, вопрос-то адресован нам? Что ему ответим?

Урок продолжается. Приступаем к анализу рассказа. «Дом с мезонином». Определяем главную мысль произведения. Чехов страстно протестует в нём против пошлости таких людей, как помещик Белокуров. У него нет никаких интересов, никаких стремлений. Разговаривать с ним не о чем. Он умеет только жаловаться, что у него много дел, а делает их плохо, медленно, всегда пропуская сроки, опаздывая. И даже письмо, которое надо отправить на почту, он носит с собой в кармане неделями. Он ноет, что его никто не понимает, но понимать в нем нечего, с ним скучно. И любит он такую же неинтересную женщину, как сам. Она старше его лет на десять, ленива, похожа на откормленную гусыню. От безделья она часто ест. Белокуров живёт в полном подчинении у такой женщины, даже когда ему надо куда-нибудь отлучиться, он отпрашивается у неё.

Героиня следующего рассказа Чехова нашла в себе силы возмутиться, восстать против такой жизни, которая ждала её в замужестве. Сытая, обеспеченная жизнь без забот, без мыслей, без цели, без какой-либо борьбы сделала бы её похожей на гусыню. Ей захотелось иной, интересной жизни: обогащаться знаниями, познавать красоту мира, бороться с тем, что мешает этой красоте, участвовать в переустройстве жизни. Юная героиня, «невеста» новой, прекрасной жизни, поняла, что если не стремиться к лучшему, не бороться, примириться с тем, что есть, можно превратиться в Ионыча, отвратительного человека с визгливым голосом. Он вызывает глубокое презрение и жалость, единственным наслаждением для него стало бессмысленное пересчитывание денег, которые ему не на что тратить.

- Вы боитесь стать в старости такими? – между прочим поинтересовалась Гузель Раисовна.

Похоже, оскорбились, значит, не боятся.

- Но я напоминаю, – продолжала Гузель апа, – Ионыч тоже когда-то был умный, весёлый и добрый, снисходительный молодой человек, понимал пошлости и глупости окружающих, был уверен, что не уподобится таким. Кстати, он любил и знал музыку, разбирался в технике исполнения, всегда напевал…

Смотрю на «великолепную четвёрку», беззаботно расположившуюся на последних партах. Что-то они сникли. Кажется, и серёжки на ушах Зульфии поутратили свой блеск. Ильшат сосредоточенно что-то черкает на обложке тетради. Гульнара сузившимися глазами смотрит в заоконную даль. В глазах Рената наметилась незнакомая жесткая грустинка.

- Как зовут ту девушку, что решила порвать с пошлой, неинтересной жизнью? Из какого она рассказа?

В разных концах класса поднимаются руки:

- Это Надя Шумина. Из рассказа «Невеста».

На перемене Ильшат подходит к столу учительницы и деланно беспечным голосом говорит:

- А тут у вас… это… книжки нет лишней? Девчонки говорят… это… в библиотеке уже нет.

Гузель апа даёт свой сборник рассказов Чехова и просит:

- Ты не принесёшь мне послушать тот диск? О котором ты говорил, что он мне бы понравился.

Ильшат смотрит на Гузель Раисовну остолбенело восхищённо.

Илюза Шаймарданова,
Бакаевская СОШ,
Северный район

Иллюстрации:
«Девочка со спичками» Алисы Минаевой,
«По страницам сказок Андерсена» Ольги Зубаревой,
«Счастье» Вероники Филатовой,
«Сказочный сон» Ксении Репринцевой,
«Сообщение на века» Ильи Сизонова

Небо детства. Сборник литературно-художественного творчества детей Оренбуржья

Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Система Orphus
Top