Войти на сайт

 
 

Вышел из печати

Друзья и партнёры

Сегодня пятница, 19 апреля 2024 года
Новости / Новости ДОД, Итоги мероприятий, Оренбургская область / Итоги XIII областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга»
Дата публикации: 06.04.2011 | Просмотров: 9637

Итоги XIII областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга»

В  марте 2011 года подведены итоги XIII областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга». На конкурс поступило около 10 тысяч детских творческих работ от учащихся общеобразовательных учреждений из 37 территорий Оренбургской области. Всего в конкурсе приняли участи 910 юных литераторов. Рецензии на творческие работы получили более 500 участников конкурса, жюри отметило авторов 217 работ, которые получили дипломы победителей.

Представленные на конкурс работы оценивались по следующим критериям: знание материала, новизна темы, самобытность манеры исполнения, искренность, простота и естественность. В работах участников конкурса были представлены самые разнообразные жанры:  литературный  и публицистический очерк, пейзажная зарисовка, дневник наблюдений, лирическое стихотворение, размышления, эссе,  рассказ и т.п.

В XIII областном конкурсе «Рукописная книга» особенно ярко проявили себя члены детских литературных объединений из Абдулинского, Адамовского, Бузулукского, Матвеевского, Сорочинского, Шарлыкского, Бугурусланского районов.

Положительные результаты многолетней работы со своими воспитанниками прослеживаются в деятельности педагогов районных школ: Парневой Л.И. (Адамовский район), Пащенко Т.М., Бойко Е.В. (Акбулакский район), Абунагимовой Г.М. (Северный район), Кавревой А.А. (Октябрьский район), Яцуры  И.Г. (Саракташский район), Трофимова А.П. (Первомайский район), Проскуровского А.В., Котельниковой  О.В. (г. Новотроицк), Шешиной Г.М. (Бугурусланский район), Смоляр Т.Ф. (Соль-Илецкий район), Григиной О.В. (Грачевский район).

В текущем году члены жюри особо отметили работу талантливых педагогов, руководителей детских литературных объединений  из образовательных учреждений г. Оренбурга, чьи учащиеся заняли призовые места на конкурсе: Гаак Т.П., Чеснаковой Е.А. (гимназия № 5);  Колбасиной Т.Н., Никифоровой Т.Н. (лицей № 7);  Пухальской Л.В., Пилюгиной О.А., Ибрагимовой О.В. (СОШ № 73); Тереховой Л.Ф. (физико-математический лицей); Андреевой И.В. (СОШ № 65); Горбуновой Т.В. (СОШ № 8); Ивениной Т.В., Телембаевой О.В. (губернаторский лицей);  Будковой Т.С. (СОШ № 76).

В номинации «Детское литературное творчество. Свободная тема» рассматривались работы на произвольную тему: лирические стихотворения, размышления о времени и о себе, посвящения друзьям, рассказы о дедушках и бабушках, очерки о своей семье и своей родословной, о родном крае, рассказы о природе и животных.

В представленных на конкурс работах этого года тематику номинации, в основном, определила жизнь страны: 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 70-летие начала войны, Год учителя, 50-летний юбилей первого космического полёта. А также  юбилейные даты жизни и деятельности писателей: М. Джалиля, А. Твардовского, М. Шолохова, О. Бергольц, С. Аксакова.

В данной номинации особенно отличились начинающие поэты: Виктория Миронова («Физико-математический лицей»,  г. Оренбург), Дмитрий Козлов (Ивановская СОШ, Тюльганский район), Андрей Токарев (СОШ № 5, г. Кувандык), Надежда Федорова (Саракташская СОШ № 3), Софья Филипкина (Рощинская СОШ, Сорочинский район), Нина Хорева (Степная СОШ, Ташлинский район), Анна Щербакова (СОШ № 51, г. Оренбург), Мария Любицкая (СОШ № 76, г. Оренбург), Екатерина Бурлакова (гимназия № 5, г. Оренбург).

Члены жюри отмечают, что при обращении к теме «Родословная»  юные литераторы, прежде всего, должны понимать, что краткие биографические справки обо всех членах семьи ещё не являются литературным произведением, что  «Родословная» – это фактически документальная повесть. Поэтому в ней должны просматриваться связи между персонажами  и должен присутствовать  единый сюжет, например: «История Отечества в истории моей семьи», «Учительская династия», «Ремесло и мастерство», «Замечательные люди нашего рода» и т.п. Повествование обязательно должно опираться  на семейные архивные материалы:  фотографии, письма, дневники, свидетельства современников, воспоминания и  другие документы. Поскольку «Родословная» – произведение литературное, в нем  необходимо присутствие живых  картинок,  эпизодов, историй отдельных персонажей, зримые  «бесценные детали времени».

Хорошие «Родословные» были представлены на конкурс  Гордеевой Анастасией  (Октябрьская СОШ, Октябрьский район),  Начковой  Снежаной (СОШ № 73, г. Оренбург), Хабибуллиной Юлией (Бакаевская СОШ, Северный район).

«Что касается прозаических очерков,- отмечает председатель жюри, член Союза писателей России Геннадий Федорович Хомутов, -  то, к сожалению, обращение к Интернету делает молодых людей зависимыми от чужого мнения, чужого труда, лишает желания самостоятельно мыслить и подталкивает к переписыванию чужих работ. Достойный  труд в этой номинации мог  состояться только в том случае, если  тема знакома изнутри, близка по духу, согрета глубоким искренним чувством и  желанием сказать что-то действительно важное».

В этом плане удачным было конкурсное выступление  учащихся из СОШ № 73 г. Оренбурга и Губернаторского лицея-интерната для одарённых детей Оренбуржья.  Членами жюри были отмечены также работы Слободяник Марины (Адамовская СОШ № 2, Адамовский район) и  Аталыковой Гулии (Асекеевская СОШ, Асекеевский район). Как всегда, вызвала интерес  работа Юткиной Надежды (Привольненская СОШ, Илекский район) по теме «Из бабушкиного сундучка воспоминаний». Материал для настоящего художественного произведения, волнующий своим сюжетом, представил Виталий Лапшин (Новоспасская СОШ,  Матвеевский  район).

Анализ творческих работ показал, что педагогам следует нацеливать своих учащихся  на запись  рассказов старожилов сел о своей местности, о фронте, о жизни и работе в тылу в годы войны, на стройках пятилеток и на целине; записывать предания, легенды, старинные песни, частушки, устаревшие и диалектные слова, пословицы, поговорки, интересные  неординарные истории. Это очень ценный материал для конкурсных работ.

В номинации «Памятники природы Оренбургского края» принимались работы, созданные по итогам экспедиций, экскурсий, поездок, походов, экологических десантов, проведенных  членами детских литературных объединений.

Жанр пейзажной зарисовки достаточно сложен из-за своей многогранности - сплава чувства и мысли; цвета, звука и   запаха.  Этот жанр почти отсутствует в современной литературе, потому что требует от  читателя желания «остановиться – оглянуться», что в наш скоростной век кажется необязательным, а то и вовсе ненужным.

Главным недостатком работ в этой номинации, по мнению жюри, была «беглая скороговорочная опись памятников природы района; нежелание остановиться хотя бы у одного памятника природы,  изобразить словесно, описать его так, чтобы читатель как бы увидел это место».

Вторым серьезным недостатком в представленных на конкурс работах была стилизованность, книжность описаний, отсутствие индивидуального стиля при излишестве восторженных эмоций, в связи с чем члены жюри посоветовали конкурсантам еще раз обратиться к прозе оренбуржцев: Сергея Тимофеевича Аксакова, Павла Федорова, Валериана Правдухина, Петра Краснова.

Вместе с тем, жюри отмечает, что большинство  юных литераторов  справились с поставленной задачей: смогли отойти от языка справочников и атласов, пересказать увиденное живым языком, привести легенду или предание, связанное с этим местом. Они не только с болью написали  о гибели родной природы, об обмелевших реках,  исчезнувших озерах, о заросших бурьяном полях,  но и встали на защиту всего живого, очищая  родники, высаживая  деревья, убирая мусор по берегам рек и в лесопосадках.

Замечательные сборники творческих работ прислали учащиеся Старокутлубметьевской СОШ Матвеевского района (рук. Салимова Г.Ф.), Боровой СОШ Бузулукского района (рук. Абайдуллина О.А.),  Джасайской  СОШ Адамовского района (рук. Ищанова К.М.).

Особой поэтичностью и наблюдательностью отличились работы членов детских  литературных объединений, неоднократных победителей областных конкурсов: «Орлан» Ташлинского района  (рук. Абрамов С.П.) и «Пробуем перо» Адамовского района (рук. Парнева Л.И.).

В номинации «Покорители космоса» обращение к справочной литературе было оправданным, так как на конкурс  представлялись   работы, посвященные 50-летию первого полета человека в космос. Работ, которые являлись открытием новой информации для самих учащихся, было достаточно много.

Удачными работами этого направления можно считать очерки  Никифоровой Юлии (СОШ № 64, г. Оренбург) и  Чумановой Марии (СОШ № 41, г. Оренбург).

Но  конкурсантам все-таки  нужно было найти и разработать собственную конкретную тему, например, «Оренбург космический», «Мои размышления о…», «Экскурсия в музей», а не конспектировать готовые публицистические статьи.

Самой интересной в этой номинации была попытка  обращения к жанру научно-фантастического рассказа. Работу в этом направлении желательно было бы продолжить. Но члены жюри предостерегают: «Нагромождение эпизодов, фактов, событий, перенаселенность произведений, бесконечный диалог, мало что значащий, - все это от плохих учителей: сценаристов сериалов, мыльных опер, криминальных телехроник. Нужно читать  советскую и зарубежную научно-фантастическую  литературу и помнить слова выдающегося писателя-фантаста И. Ефремова о том, что «наиболее интересные гипотезы фантастики лежат в области духовной, а не технической. Герои фантастики - это гипотезы человеческой красоты».

Члены областного жюри передают слова признательности и благодарности педагогам области, которые активно развивают художественный вкус своих воспитанников: Антоновой Л.И., Булыге И.В., Маргеловой Н.К., Головиной В.А., Ширшовой Н.Н., Крекотиной О.Н., Аталыковой Н.М., Грубской Т.А. и всем педагогам, которые воспитали лауреатов конкурса.

По решению оргкомитета и жюри лучшие работы победителей областного конкурса «Рукописная книга» направлены для участия в различных областных, межрегиональных и всероссийских конкурсах: «Аленький цветочек»,  «Гренадеры, вперед!»,  «Капитанская дочка», «Искусство слова», «Истоки добра», «Моя музейная страна» и др.

Лучшие  творческие работы победителей  конкурса подготовлены к публикации в газетах «Южный Урал» и «Вечерний Оренбург», альманахе «Гостиный двор», во всероссийских  детских литературных журналах «Оранжевое солнце», «Пегасик»  и др.

Более ста лучших творческих работ в номинации «Памятники природы родного края» войдут в очередной сборник творческих работ детей Оренбуржья «Ручейки», который в настоящее время  готовится к изданию педагогическим коллективом отдела «Истоки» ОДТДМ им. В.П. Поляничко.

Члены жюри отметили, что конкурс стал массовым и популярным благодаря продуманной системе деятельности педагогов, руководителей детских литературных объединений области, слаженной работе организаторов конкурса, профессиональному рецензированию, предусматривающему заочную литературную учебу конкурсантов.

Оргкомитет и жюри благодарят всех участников областного конкурса детского литературного творчества «Рукописная книга» и обращаются к руководителям органов управления образованием, директорам образовательных учреждений с просьбой отметить  учащихся – победителей конкурса и их руководителей, а также учитывать результаты конкурса при аттестации педагогов на соответствующие квалификационные категории.

Ирина Санникова,
руководитель Литературной гостиной
отдела «Истоки» ОДТДМ им. В.П. Поляничко
istoki.oren@mail.ru

Информационное письмо. Итоги (520 Кб)

Наверх

Календарь
виртуальных мероприятий


Материалы конференций,
семинаров, вебинаров


Сейчас на портале

Система Orphus
Top